Top.Mail.Ru
Собрание сочинений. Том 1: Индивидуация читать онлайн

Собрание сочинений. Том 1: Индивидуация

Он исследует связь индивидуации с коллективными явлениями – культурными комплексами, этикой, религией, организационной жизнью, политикой – и рассматривает философию индивидуации как потенциальное «место встречи» между Востоком и Западом.

Книга будет интересна практикующим аналитикам, аналитическим психологам, студентам и всем, кто интересуется глубинной психологией.

Обращение редакторов

Результатом многолетней плодотворной деятельности доктора Мюррея Стайна стало огромное число книг, статей, лекций и интервью. Его многочисленные ученики отмечают его глубину и прозорливость как преподавателя и супервизора. Тематика его работ охватывает широкий круг проблем, включая христианство, индивидуацию, кризис среднего возраста, практику аналитической психологии, а также проблемы современного общества. Идея о публикации собрания сочинений Мюррея Стайна зародилась у нас, его издателей, четыре или пять лет назад, но поначалу доктор Стайн отказался от ее воплощения.
Однако некоторые идеи получают поддержку высших сил, и доктор Стайн продолжал думать о нашем предложении. Два года назад он согласился на продолжение проекта по отбору его работ для многотомного издания. Мы благодарны ему за то, что он изменил свое мнение, и надеемся, что поколения будущих студентов, изучающих аналитическую психологию, также будут ему благодарны. Его глубокое понимание аналитической психологии выходит далеко за рамки академического дискурса; скорее это глубокое личное исследование Юнга длительностью почти в полвека.

Когда в качестве темы первого тома доктор Стайн выбрал Индивидуацию, это напомнило нам о первом международном вебинаре с тем же названием, состоявшемся в Центре Юнга в Эшвиле и положившем начало нашему профессиональному сотрудничеству. Дата его проведения – 8 августа 2008 года – всегда считалась знаменательной (08/08/08). Запись той лекции остается одним из наших бестселлеров, что свидетельствует о преподавательском таланте доктора Стайна. Слово «доктор» происходит от латинского «docere», что означает «показывать», «учить», «способствовать знанию». Индивидуация охватывает всю совокупность нашего жизненного пути, от рождения до смерти, и все трансформации в промежутке между ними. Доктор Стайн умело сплетает в единый узор алхимические процессы separatio и coniunctio, ведущие в направлении к Unus Mundus.

Мы предвидим, что этот сборник работ доктора Стайна об индивидуации станет полезным для будущих студентов, но еще больше мы надеемся, что он станет полезным для вас на вашем собственном пути индивидуации.

Стивен Бузер, Леонард КрузХирон Пабликейшнз

6. Герой (героиня) индивидуации

Психологическое путешествие индивидуации пересекает царство нуминозного, в котором герой (героиня) намеренно прислушивается к намекам, заложенным в таких переживаниях, но затем тропа вновь уводит от него. Конечное место этого путешествия вовсе не в «Священном»или в святилище. Таким образом, индивидуация вовсе не эквивалентна мистическому путешествию, в кульминации которого – вознаграждающий опыт соединения с Богом или видение mysterium tremendum. Индивидуация не вершится актом почитания. Так же не идентична она разрешению via negativa, как в дзэне. В ней присутствуют элементы обоих – переживания нуминозного и очищения зеркала сознания, но она включает их в более великий opus. Для духовного героя (героини) все остальное есть отступление от этой высокой точки. Для героя (героини) индивидуации, с другой стороны, нуминозные переживания являют собой prima materia опуса индивидуации, длящегося бесконечно. Остановка, или «застревание» в долине нумена, определяем ли мы ее как полноту или пустоту, приравнивается к ассимиляции с бессознательным, что означает патологическое состояние грандиозной инфляции, утрату границ Эго и целостности, а возможно, даже попадание в ловушку параноидно-психотических защит. Такое «состояние захваченности» обычно деструктивно как для индивидов, так и для групп.

Однако для психологического процесса индивидуации получение нуминозного переживания, если оно сублимировано и интегрировано сознанием, является основной вехой и часто представляет собой резкий, поворотный момент развития. Самое важное, что оно участвует в формировании «трансцендентной функции». Задача индивидуации – сделать его осознанным и связать с другими
аспектами Самости и, стало быть, достичь приближения к целостности.

В заключение этой главы мы можем сказать, что психологический герой (героиня) борется с личными идентификациями и комплексами, не поддаваясь соблазнительной притягательности архетипических идентификаций и комплексов. Личность может быть наполнена переживаниями и знакомством с нуминозным, однако не быть им захвачена или не опираться на него в защитных целях.
Психологический герой или героиня может достичь определенной степени свободы от комплексов и богов, а также от намеков на трансцендентную идентичность. Однако всегда остается здоровая степень уважения ко всем этим силам, поскольку абсурдным было бы думать, что можно совершенно освободиться от них.

buy_button.jpg

Сказка об инициации и о полноте индивидуации

В творениях человеческого воображения, каковыми являются сказки и мифы, зачастую можно найти подробные и живые иллюстрации принципа индивидуации. Эти иллюстрации встроены в повествовательные структуры, и в них можно обнаружить поразительное богатство психологического понимания и множество озарений, особенно в том, что касается бессознательных процессов и борьбы за обретение свободы и творчества. Я заметил, что самые мощные индивидуационные процессы иногда начинаются с чего-то малого и невинного, как, например, любопытство. Выглядящий невинным импульс может привести к тому, что можно назвать «случайной инициацией», или, другими словами, к ведущей синхронистичности. Именно так начинается сказка братьев Гримм «Белая змея». Слуге становится любопытно, что именно подносит он королю каждый день на блюде, накрытом крышкой. И однажды он тайком приподнимает крышку и заглядывает внутрь. К своему изумлению, на блюде он обнаруживает белую змею и решает сам попробовать ее. Этим знаменуется начало его индивидуационного путешествия.

Обратимся к сказке.
Давным-давно жил король, знаменитый своей мудростью. В его королевстве не существовало тайн, о которых он не знал бы. Был у него обычай: каждый день после обеда просил он своего доверенного слугу принести ему блюдо, накрытое крышкой. Затем слуга должен был покинуть королевские покои. И никто не знал, что там под крышкой, ибо король никогда не поднимал ее, пока не оставался совсем один.
1.jpgОднажды слуга нес блюдо из королевских покоев и не смог преодолеть охватившего его любопытства. Он занес блюдо в свою комнату, закрыл дверь и приподнял крышку. И увидел на блюде белую змею. Зайдя уже настолько далеко в своей дерзости, он решил попробовать ее. Отрезал кусочек и съел. Внезапно он услышал голоса, щебечущие за окном. Это были воробьи, обсуждавшие, что новенького увидали они в королевстве сегодняшним утром. Так слуга обрел способность понимать язык животных.
В тот день, когда это случилось, королева потеряла свое самое драгоценное кольцо. Подозрение пало на доверенного слугу, потому что только ему дозволялось входить в любые покои дворца. Король допросил его, пригрозив казнить, если к завтрашнему утру вор не будет найден .Разумеется, слуга возражал, пытаясь доказать свою невиновность, но все было бесполезно. С тяжелым сердцем вышел слуга во двор, недоумевая, как же сможет защитить себя от ложных обвинений. Во дворе он услышал, как тихонько переговариваются утки, разглаживая свои перышки и отдыхая у ручья. Они обсуждали свой завтрак, и одна из них произнесла: «Что-тоне то у меня в желудке; я слишком торопливо ела и случайно проглотила кольцо, лежавшее под окном королевы». Слуга понял, что перед ним вор, схватил утку и отнес ее к повару; увидев прекрасную жирную птицу, повар отсек ей голову и приготовил из нее обед. Когда он потрошил утку, он нашел кольцо, так что репутация слуги была восстановлена.

Королю стало жаль, что он так заблуждался, и он захотел загладить свои поспешные обвинения; он предложил слуге выбрать себе лучшее место при дворе. Но слуга отверг это предложение и попросил взамен лишь немного денег и коня. Он хотел попутешествовать по миру. Король удовлетворил его просьбу, и слуга пустился в путь. Через некоторое время он подъехал к запруде, где увидел трех рыбок, запутавшихся в зарослях тростника и умирающих от недостатка воды. Они жаловались на свое невезение, а наш герой, сидящий верхом на коне, услышал их жалобы. Пожалев рыбок, он освободил их от пут и возвратил в воду. Он продолжил свой путь, а рыбки кричали ему вслед: «Мы будем помнить тебя и отблагодарим за спасение».

Он поскакал дальше и вскоре уловил какие-то тоненькие голоса в песке под копытами своей лошади. Он остановился и услышал, как муравьиный король жалуется на бесчувственного коня, топчущего его народ без всякой жалости. Тогда наш герой повернул коня на боковую тропку. Проезжая мимо муравьиного короля, он услыхал, как тот кричит ему: «Мы запомним тебя: услуга за услугу!»
Он продолжил свой путь и заметил двух старых воронов, выталкивающих птенцов из гнезда и каркающих на них в попытках заставить их самостоятельно заботиться о себе. Но малыши-воронята были еще малы и беспомощны; они попадали на землю, плача и жалуясь, что умрут с голоду.

Добрый человек, исполнившись сочувствия к брошенным воронятам, спешился и заколол своего коня на корм воронятам. С благодарностью кричали они ему: «Мы запомним тебя: услуга за услугу!»

Теперь герою пришлось идти дальше на своих двоих. Через некоторое время он вошел в большой городи услышал о том, что дочь короля ищет себе мужа. Любой, кто претендует на ее руку, должен исполнить трудное задание, а если потерпит неудачу, то ему придется расстаться с жизнью. Он узнал, что многие уже испытали судьбу и поплатились за это. Тем не менее, увидев принцессу, он был настолько поражен ее красотой, что, несмотря на угрозу смерти, решился стать претендентом на ее руку.
Следует тяжелое задание. Король отводит его к морю и бросает в воду золотое кольцо. Нужно найти кольцо в зыбких водах и вернуть его; более того, его самого зашвырнут в море и без кольца не выпустят обратно, так что придется или найти кольцо, или утонуть. Пока он стоит на берегу, размышляя, что же с ним теперь будет, на поверхность воды всплывают какие-то рыбы, и он узнает их – это спасенные им рыбки. Одна из них кладет к его ногам раковину, внутри которой он находит кольцо. С огромной радостью он берет кольцо и несет королю, прося своего вознаграждения. Однако принцесса горда и не хочет принимать предложение этого скромного претендента, а предлагает дать ему второе сложное задание.

На этот раз она действует сама. В саду она открывает десять мешков с просом и, зачерпнув зерно горстями, разбрасывает его. Если молодой человек не сможет все до зернышка собрать и сложить обратно в мешки к завтрашнему утру, он будет казнен. И вновь он чувствует себя беспомощным и думает о том, что же с ним будет. Он сидит в саду всю ночь, а когда рассвет начинает золотить небеса, вдруг понимает, что мешки полны и что ни одного зернышка не осталось на земле. Это муравьиный король со своими подданными пришли ночью отблагодарить его за доброту.


Когда принцесса выходит утром и видит, что задание выполнено, ее гордое сердце все еще сопротивляется, и она предлагает третье задание: коли хочет он стать ее мужем, должен принести ей яблоко с древа жизни. Претендент не знает, где находится древо жизни, но все же отправляется в дорогу и идет, куда ноги несут. Он блуждает по трем королевствам и однажды заходит в лес; усталый, он ложится под дерево поспать. В ветвях над собой он вдруг слышит какой-то шорох, и золотое яблоко падает ему в руки. Вслед за ним слетают вниз три ворона и садятся к нему на колено. Именно их он спас, убив своего коня, они прослышали о его поисках яблока с древа жизни, полетели через море на край света, где стоит древо, и принесли для него одно яблоко. Претендент несет золотое яблоко принцессе, и теперь у нее уже нет оснований сопротивляться ему. Они разрезают яблоко жизни пополам и съедают его вместе. Тогда ее сердце раскрывается, и она наполняется любовью к нему, и они живут в счастье до старости. Конец (The CompleteFairy Tales of the Brothers Grimm, 1987, p. 67–70)2.

1. Любопытство, познание и катастрофа

Когда слуга действует по своей воле, следуя наивному любопытству, он внезапно вступает в совершенно новую фазу жизни. Мгновенно он оказывается знающим. И новый мир открывается ему. Ему становится понятен язык зверей. Другими словами, он вступает в контакт со своими инстинктами и с миром, который был закрыт для него раньше и, стало быть, удерживался в бессознательном. Этот мир внезапно становится доступным.
Этот внезапный и удивительный контакт с бессознательным и с инстинктами происходит, когда вы впервые занимаетесь сексом, или впервые напиваетесь, или принимаете наркотики. То, что было доступно другим – родителям и другим взрослым, но было сокрыто от глаз, пребывало за закрытыми дверями, было заперто в кабинетах, не предназначалось для детей до 18, отныне становится и вашим, и вы понимаете нечто такое, о чем раньшеи не догадывались. И здесь важен не «кайф», а понимание, гнозис. Это знание, приобретенное опытом, а не понаслышке. И это знание изменяет все. И оно может быть использовано независимо от авторитета других.

Слуга следует своему пути индивидуации, как только он отведал запретной еды. Это акт непослушания, следовательно, риск. Его могут обнаружить и наказать. Но это также и его первый шаг к индивидуальному сознанию. Он хватается за представившуюся возможность и сталкивается с инициацией гнозисом. Если бы он не отправился в путь, он рисковал бы никогда не индивидуироваться и навсегда остаться доверенным и верным слугой. Что в этом плохого? Это никуда не ведет. Это тупик. Не рискуя начать индивидуацию, мы рискуем оказаться в стагнации.

Акт непослушания слуги – то же, что и непослушание Адама и Евы Богу Отцу в Эдеме. Своим радикальным скачком в неизвестное, мотивированным чистым любопытством, слуга нарушает табу и выходит из своей роли верного слуги. Он действует из своего индивидуального желания знать.
Желание узнать самому – движущая сила индивидуации, и оно проявляется на многих уровнях эмоциональной и когнитивной жизни. Это касается не только секса и удовольствия. Это касается и науки. Стремление к познанию отделяет нас от тех, кто не знает. Чем больше вы знаете, тем больше вы отдаляетесь от коллектива. Именно таковы переживания многих людей, вырастающих из детства и отрочества. Энергия познания и энергия роста соединяются в оппозиции желанию отдохнуть и поиграть в безопасности, смешаться с толпой. Но высматривать что-то в запрещенных местах и учиться на опыте – рискованно. Внезапно инициированный в гностические тайны змеи, слуга сокращает дистанцию между собой и королем и сам познает источник королевской мудрости. Это разрывает его духовную зависимость. Это подобно протестантской реформации, когда каждый верующий стал священнослужителем с прямым доступом к Богу. Теперь слуга может сам понять тайну королевской силы, и, стало быть, ему не нужно доискиваться ответа свыше. У него самого есть прямой доступ к тому же гнозису, что и у короля. И он больше не слуга – в очень важном смысле слова. Он вырос из этой роли благодаря своему запретному знанию.

Это изменение стремительно ускоряет другие события, которые, в свою очередь, производят драматическую трансформацию всей ситуации. Когда королева теряет свое кольцо, она слепо критикует и обвиняет доверенного слугу. Король тоже возводит напраслину на него и отказывается использовать свою высшую мудрость для разрешения загадки утерянного кольца. Теперь жизнь слуги в опасности, и ему надо найти путь собственного спасения. Похоже, что гнозис – обоюдоострый дар: он приносит сепарацию и предательство со стороны тех, кому выслужили, и предлагает возможное решение, если вы сохраняете присутствие духа и разума настолько, чтобы суметь им воспользоваться.

Выходит так, что странный прокол в прежде непогрешимом функционировании короля оборачивается ключом к освобождению слуги. Неповиновение слуги запускает в действие акт бессознательной проекции и предательства со стороны его родительских покровителей, и вместе с тем райское состояние резко прерывается. Джеймс Хиллман блестяще размышляет о таком индивидуационном потенциале кажущихся катастроф в своем эссе «Предательство». Похоже, катастрофа – необходимый спусковой крючок индивидуации, что мы увидим и в сказке, обсуждаемой в следующей главе.

Когда король удостоверяется в невиновности слуги, он пытается исправить дело, предложив тому еще более высокое положение при своем дворе. И это решающий момент. Слуга может принять предложение и остаться слугой, хотя и более высокого уровня, или же он может рискнуть максимально и оставить страну. Повторим: остаться с королем будет, возможно, тупиковым путем и фактически стагнацией. Преимущество такого положения – в некоторой безопасности, хотя предложение короля и сомнительно в свете его прежнего предательства. Однажды обжегшись, в другой раз дважды поостережешься. Слуга решается на риск индивидуации и отправляется куда глаза глядят с небольшим количеством денег и конем в награду за прежнюю добрую службу.

Разумеется, он берет с собой и гнозис, полученный от белой змеи. Пока он не вкусил от белой змеи снова, другими словами, пока он не пристрастился, не стал зависимым, последствия его глубокой инициации в язык инстинктивной психики остаются при нем. Он впадает в состояние благодати. Парацельс называл такую мудрость lumen naturæ, природным светом, отличающимся от света божественного откровения свыше (о котором речь пойдет в следующей истории, где дух приходит свыше, а не снизу). В результате инициации герой фактически достигает успеха, но подвергается дальнейшим испытаниям и искушениям.

buy_button.jpg


Содержание

Индивидуация
Введение
1. Cтадия контейнирования и вскармливания
2. Стадия адаптации и приспосабливания
3. Стадия центрации и интеграции
Заключение
Двухфазное движение индивидуации
1. Аналитическое движение (Separatio)
2. Синтетическое движение (Coniunctio)
Нуминозное переживание в алхимии индивидуации
1. О психологическом исцелении и нуминозном переживании
2. Рудольф Отто – создатель «идеи нуминозного»
3. Юнг и Отто
4. Нуминозные переживания и индивидуация
5. Тени нумена
6. Герой (героиня) индивидуации
Сказка об инициации и о полноте индивидуации
1. Любопытство, познание и катастрофа
2. Сохранение осознанности
3. Предельные испытания
Снятие чар
Борьба с комплексами, личными и культурно обусловленными
1. История о раненом и несовершенном греческом боге
2. Теоретическая интерлюдия
3. Гефест внутри
4. Гефест целостный
Обретение пространства для индивидуации
1. Гермес. Введение.
2. Герметическое пространство
3. Пространство индивидуации
4. Герметическое пространство в психотерапии
Этика индивидуации, индивидуация этики
«Земную жизнь пройдя до половины»: психологическая трансформация в середине жизни
1. Период середины жизни
2. Две половины жизни – усвоение общепринятого и развитие индивидуальности
3. Перемены в середине жизни – три фазы трансформационного процесса
Заключение
Предательство: путь к мудрости?
1. «На Бога уповаем»
2. Юнговский «Ответ Иову»
3. К. Г. Юнг и о. В. Уайт
Заключение
Моменты смысла: синхронистичность и индивидуация
1. Странные события
2. Гермес: мифологический портрет
автора синхронистичности
3. Три вершины синхронистичного события
4. Дуальный объект как символ
5. Истории о бабочках
6. Синхронистичность и смысл
О роли поражения в индивидуационном процессе
1. «Горнило»
2. «Поражение»
3. Трансформация – радикальная смена ракурса
4. Коллективное
Индивидуация в организационной жизни
Как помочь религиозной традиции в индивидуации
Индивидуация и национальная политика.
Там, где Восток встречается с Западом: в доме индивидуации
1. Психологические различия между Востоком и Западом
2. Место встречи
3. Практические результаты
Психологическая индивидуация и духовное просветление: некоторые сопоставления и точки контакта
1. Первая стадии – первый союз: Unio Mentalis
2. Вторая стадия – второй союз: объединение Unio Mentalis с телом
3. Третья стадия – третий союз: Unus Mundus, объединение личностной и внеличностной Самости
Заключение
Литература
Предметно-именной указатель

Вернуться в блог