Top.Mail.Ru
Зауэр Герт. Сибирские лекции по аналитической психологии (отрывок из книги) читать онлайн

Зауэр Герт. Сибирские лекции по аналитической психологии (отрывок из книги)

Влияние концепции самости в аналитической психологии на терапевтическое поведение и мышление


Читать оглавление и предисловие



Что вы чувствуете, глядя на картину Нестерова «Пустынник»?


Сибирские лекции по аналитической психологии



Слушатель: Старик – архетип мудрого старца, но и немного удаленного от жизни отшельника



Что еще видите?



Слушатель: В выражении лица – смирение, гармония с природой и немощность.



Давайте подумаем: что означает озеро? Символ перехода, а еще?



Слушатель: Коллективное что-то… Вспоминаются русалки, которые затаскивали в воду, черти в русских сказках, которые женщин воруют.


Давайте посморим на картину Юнга «Филимон и змея». Видите, что у него крылья? Как считаете, что они символизируют?


Зауэр Герт. Сибирские лекции


Слушатель: Небесность, полет… Понимаешь, что дух может быть везде… Возникает образ мудрого старца…



Это позднее воплощение Юнга. Когда он рисовал эту картину, он был в среднем возрасте. Но посмотрите на лицо Филемона.






Слушатель: Возникла идея: в первой половине жизни мы свободны физически, а душа более замкнута, а во второй половине – больше живет душа. Кризис середины жизни направляет энергию внутрь.



Таким образом, целостное представление о человеке состоит в том, что на него нужно смотреть с двух сторон и дать обеим сторонам проявиться, а не быть слепым на один глаз. Если процесс пойдет регрессивно, то бессознательное ему в противовес сформирует нечто прогрессивное. Если же он пойдет прогрессивно, то в бессознательном сформируется нечто регрессивное. Труден и опасен абсолютный застой, затишье, когда ничего не происходит и ничто не движется. Но часто бывает так, что в глубине бессознательного действуют силы обновления, подобные тем, о которых рассказывает рождественская сказка. Вопрос тогда в том, существует Вифлеем или нет. Или, может, в этих глубинах находится остров блаженных, найти который ничто сознательное и поверхностное не в состоянии. Как показывает мой опыт, часто бывают ситуации, когда перед лицом проблем, атакующих человека изнутри, снаружи или с обеих сторон, Эго занимает такую позицию, которая обеспечивает ему выживание. Возьмем, к примеру, медитацию.


Мне вспоминается пациентка, которая прочувствовала противоположность влечения и духа настолько сильно, что справиться с этим ей удалось благодаря дуалистическому расщеплению обеих сторон в области идеологии и медитативным убеждениям, исходившим из некоего иного мира, в который она периодически убегала. Тень сформировалась, в первую очередь, снаружи. И лишь испытав на себе зло со стороны одной из сотрудниц, принятых ею же на работу, женщина обратила внимание на промысел тени, обманывающей ее собственное Эго и Эго других. Симптомы настаивали на изменениях, но риск съехать с наезженной и такой удобной колеи был, как ей долгое время казалось, слишком велик.



Уже давно кто-то сказал: «Больной человек испытывает страдание, но он не воплощает само страдание».



Если сформировался сильный, энергетически заряженный комплекс с соответствующими симптомами, то человека охватывает страдание, но при этом он сам не превращается в страдание. Однако, чтобы понять, какое место в жизни человека занимает страдание, мне нужно знать, не только какими творческими способностями он обладает, но и в каких условиях происходит интрапсихическое взаимодействие различных комплексов. Для этого нужно терпеливо понаблюдать за психодинамикой. И аналитическая психология дает мне для этого довольно широкие возможности. Хотя, конечно, я разделяю мнение о том, что при этом развиваются регрессивные процессы и что этим нужно пользоваться. Однако целостное представление значит для меня еще и то, что я наблюдаю не только за регрессивными процессами, но и за теми, которые были выявлены в начале терапии и которые охвачены вечным круговоротом.



Что говорит бессознательное в моей душе? Приведу пример: я провожу анализ, и на сессии постоянно возникает одна и та же тема, одни и те же конфликты, а потом оказывается, что эту тему мне нужно найти в своем собственном опыте. Это касается пациентов, которые приходят с похожими симптомами. Это значит, что нужно поработать с самим собой.



Слушатель: Можно ли назвать это мистическим соучастием?



Можно, если это происходит бессознательно. Если оно осознается, то становится эмпатией (соборностью). Это значит, что нужно ориентироваться на самость и выработать представление о том, каким может быть человек как целое, т. е. не действовать однобоко, концентрируясь только на болезни или только на здоровье. Для меня личность – вечная симфония.



Надеюсь, вам понятно, что в работе мы открываем свое душевное пространство, как свой кабинет. Это во многом вопрос психогигиены: важным моментом здесь является ведение записей и протоколов после сессии. Прежде чем идти спать, я записываю все, что было на сессиях, и освобождаюсь. Способы и возможности психогигиены могут быть разными.


Однако я наблюдаю не только за регрессивным и прогрессивным, патологическим и креативным в ресурсах пациента. Воспринимая и внимая, я наблюдаю за процессами, происходящими в моей собственной личности. Наблюдаю за тем, что происходит с моим телом во время сессии. Какие у него реакции. Какие телесные фантазии у меня возникают, какие фантазии и мысли пронизывают меня через мое внутреннее пространство. Как их соотнести с тем, что происходит у пациента?


Зауэр Герт. Сибирские лекции



Связь между Эго и бессознательным иллюстрирует изображение двух сообщающихся сосудов из учебника физики. Это еще и символ аналитической взаимосвязи. Он показывает, что из спаянности двух индивидов или членов группы вырастает третий персонаж, образ целого. Самость группы или триады – несущая основа процессов переплавки пациента, но в той же мере нередко переплавки и меня самого.


Этот образ довольно четко фиксируется одним моментом в моей практике. Разумеется, я проявляю воздержанность. У некоторых же пациентов через какое-то время в снах появляются картинки переезда и даже картинки России. Через сообщающиеся сосуды, через сублиминальное восприятие бессознательное получает сновидения, приближающиеся к моим русским корням. И тогда многое зависит от ситуации: если тщательной работы со снами по всем правилам искусства оказывается для понимания сна недостаточно, я говорю о своих корнях. И в этом случае бессознательное всегда запускает дальнейшие процессы, стагнация тут же прекращается. При этом проявляется также управляемая самостью герменевтикасновиденческих символов. Мой опыт показывает, что самость всегда использует такие символы и сюжеты, которые близки сознанию сновидца и более или менее понятны. Как показывают сновиденческие и терапевтические исследования, а также моя собственная практика, это относится и к терапевтической стороне аналитической триады. Самости присуще стремление быть понятой, быть осознанной в ходе индивидуации, вооружить Эго осознанным и целостным образом личности. Образ не есть самость, но он позволяет пациенту лучше понять себя, жить и работать как бы изнутри своей личности.


Слушатель: Что можно сказать о шизофрении и самости, о каких-то еще психических заболеваниях и психопатических состояниях?


В первую очередь, можно отметить, что при шизофрении не расходуется бессознательное; самость захватывает сознание и овладевает им. При этом многое зависит от того, что остается от Эго и сознания, насколько много его остается – это простейший ответ.


Зауэр Герт. Сибирские лекции



Есть хорошая русская сказка «Василиса Прекрасная», которая показывает, как архетипы проглатывают сознание. Там Баба-яга говорит, что ест людей, как кур. Сказка иллюстрирует, как взаимодействует сознание и архетип, когда сознание слабо, а также раскрывает его психодинамику....

Получается, что открывается пропасть, куда падает сознание. Понять это поможет пример из Библии: пророк Иона в пасти огромной рыбы. С клинической точки зрения можно говорить об интервале психоза, что аналогично проявляется в сновидении. Легенду о всемирном потопе можно рассматривать как психоз, но остается один маленький островок – сознание.



Слушатель: Я читал о типологии Юнга: если человек интровертирован, то у него развивается шизофрения как расстройство, а у экстравертов – маниакально-депрессивный психоз. Как это получается? Если шизофрения – это поглощение бессознательного, то что такое маниакально-депрессивный психоз?



Нужно обращать внимание на то, кто, что и когда писал. Мы знаем, что в науке существуют различные точки зрения. Раньше можно было прочитать, что шизофрения – это интровертированный психоз. Это довольно спорное утверждение. У медиков тоже есть свое коллективное сознание, как и у представителей естественных наук. В США вышла компендия, в которой комиссия рекомендовала рассматривать интроверсию в качестве невроза. Это привело к возмущению со стороны многих коллег, и ее отозвали. В Америке коллективное сознание экстравертно, и это там нормально. Но представим страну, где преобладает интроверсия, тогда экстраверсия там будет патологией.



Критически надо относиться и к статистическим данным. Статистика часто манипулирует данными в интересах определенной группы. В 1970-e годы в Германии была шутка, которую можно назвать «приветствием психологов»: встречаются два психолога, и один спрашивает: «С помощью какой статистики обманываете вы, коллега?»



В практике аналитической психологии дело обстоит так: существуют психотические интервалы по истечении которых люди выздоравливают, но бывают и такие интервалы, когда сознание оказывается на более низком уровне. Надо обращать внимание на содержание психоза и на состояние комплекса Эго.


Зауэр Герт. Сибирские лекции



Перейдем к депрессии…


В аналитической психологии, с одной стороны, это комплекс Эго со своей энергией, а в бессознательном формируется комплекс с более сильной энергией, и за счет внешнего стимула сильный комплекс затягивает Эго в себя. Практический пример: у меня был клиент с реактивной депрессией. Когда во внешнем мире случился провоцирующий момент, у моего клиента разрушился брак. Пятнадцатилетний сын, который был смыслом жизни отца, решил остаться с матерью и уехать в другой город. Это привело к тому, что мужчина впал в депрессию. Случаев, когда Эго впадает в депрессию из-за внешнего фактора, много. Бывают сильные провокаторы, тогда начинается психотическая депрессия, и это усугубляет положение. Нормальная депрессия говорит нам: «Я безопасна, ничего не будет». А психотическая депрессия внушает: «Молчи, как будто ты окаменевшая». Это большое поле, и я не стал бы делать обобщающих выводов. Пока достаточно?



Слушатель: Хотелось бы уточнить…


Таким образом, аналитическая терапия сопровождает человека до самых глубин, где может произойти перелом и начаться подъем. Хочу пояснить на одном примере из детства. Я жил на Рейне, там было много воронок. Они засасывают пловца на дно. Местные деревенские жители знали, что нужно делать. Нужно набрать много воздуха и идти до самого дна: внизу сила воронки наименьшая, поэтому можно подняться на поверхность. Так происходит и в терапии депрессии, но, правда, от этого нет никакого удовольствия ни для терапевта, ни для клиента…


Слушатель: Если человек не часто видит сны и не запоминает их, обязательно ли это нарушение связей с бессознательным?


Причины бывают разные. Если это депрессия, то у многих в депрессивном состоянии бессонница – лучше не спать, чем видеть сны. Есть люди, которые живут очень экстравертно. Они просыпаются, и перед ними сразу встает много дел. Сон исчезает. Также есть люди, которые вытесняют все, что мешает им работать. Например, моя пациентка, будучи ребенком, никогда не играла – боялась, что ее не будут любить, если не работать для других. Ее никогда не любили. Вспомним осла из сказки, перед которым держат морковку, а он идет, идет за ней… Она смотрела на морковку и видела только ее. Это нарушение связи между сознанием и телом. В ходе терапии пациентка мне сказала: «До встречи с Вами я даже не думала, что у меня есть душа».


Слушатель: Нормально ли видеть сны каждую ночь?


Да, 7 снов, как минимум, каждую ночь.


Иногда бывает так, что нет никакой причины, чтобы сознание не запоминало сны. Я записываю сны на протяжении многих лет, но иногда не запоминаю. Здесь важен один момент: нужно записывать даже фрагменты снов. Важно записывать даже эпизоды.


Зауэр Герт. Сибирские лекции



Слушатель: Был период, когда я видел один и тот же сон – один эпизод, другой, потом какой-то один из них выделялся. И именно этот маленький эпизод откладывался в памяти.


Могу сказать следующее: повторяющиеся сны говорят о том, что Эго не знает, чего хочет бессознательное, поэтому ему посылается целая серия снов. Если сознание не понимает, чего хочет бессознательное, накапливается психическая энергия и вырастает кошмар. Это может переродиться в панические сны, а потом могут возникнуть соматические нарушения. Когда сознание начинает вести себя правильно, серия снов прекращается. Отвечу при помощи модели мозга и психики: сравним это с взаимодействием трансляционной станции и телевизора. Психика – трансляционная станция, а голова – это телевизор с трубками. Мозг передает сигналы и сообщения сознанию, а станция отправляет передачу, которую мы можем посмотреть в активном воображении. Таким образом, многое зависит от содержания вашего сновидения.


Давайте перейдем к вопросу об оси «Эго–самость». Можно сказать, что она перед нами. Посмотрите на картинку и скажите. Если посмотрим внимательнее, то увидим, что изображение выходит за рамки. Это означает, что сознание не может охватить все величие личности. Когда бессознательное хочет позволить сознанию укрепиться, оно посылает такие образы в сновидения и в жизнь. Это можно рассматривать как попытку самоисцеления. Когда появляется мандала, я рекомендую не только восторгаться, но и посмотреть, какие у личности потребности. Личность находит точку опоры, которую она укрепляет с помощью мандал. Но не стоит торопиться ликовать по поводу просветления. Сначала происходит проработка, и должна восстановиться ось «Эго–самость». Выражение «ось „Эго–самость“» было введено в оборот Эрихом Нойманом в монографии «Ребенок». Там показано, как меняется ось «Эго–самость» на разных стадиях развития, но все-таки она должна оставаться стабильной, чтобы ребенок оставался здоровым.


Иногда дети попадают в сложную обстановку: родители больны, и социальная ситуация тяжелая. Тогда дети превращаются в родителей своих родителей, что не соответствует их возрасту. Но из бессознательного появляется сила, позволяющая им стать матерью или отцом для своих матери и отца. Раз эта ось существует и доходит до поздней стадии развития, детство превращается в камень в рюкзаке, который они несут всю свою жизнь. Этим детям приходится наверстывать свое детство.





Вернуться в блог