Top.Mail.Ru
Психотерапия с достоинством. Конкретная логотерапия читать онлайн

Психотерапия с достоинством. Конкретная логотерапия

свои проблемы и слабости.
В этой книге два выдающихся  эксперта по логотерапии рассказывают о своем опыте. Благодаря достоверным историям пациентов и профессиональным комментариям, читатели смогут понять, насколько полезна эта форма психотерапии. Книга рекомендована специалистам помогающих профессий.

Опыт неудачи  

Тема прощения плавно перетекает в тему обращения с виной и неудачами. Поскольку ничто нельзя удалить из истории нашей жизни, от любой неудачи и любой грубой ошибки, которая вкралась в жизнь, у нас остается след в виде сожаления. Согласно опыту, люди реагируют на него очень по-разному. Кабинеты психотерапевтов переполнены людьми, которые культивируют в себе чувство неполноценности, разрушают себя бесконечными самоупреками и без конца жалуются, что им больше никогда не стать счастливыми из-за того, что случилось в их жизни. Наряду с такими людьми, есть и те, кто закрывает на все глаза, отрицает свою вину и без конца с упорством обнаруживает ошибки у других. И то и другое является сомнительным механизмом преодоления.

Те, кто купается в самобичевании, не приносит пользы ни себе, ни другим. Таким образом, он только пополняет счет своих неудач. Вместо того чтобы извлечь урок из своих ошибок, чтобы в будущем их по возможности не повторять, и вместо того чтобы заняться устранением возникшего ущерба, он растрачивает свои ресурсы на бесплодные обвинения самого себя. А другие, кто не замечает своих ошибок, обманывают самих себя. Даже когда человек не хочет себе в чем-то признаваться, в глубине души он знает, что это правда! Вытеснение – это не выход. Лучший способ преодолеть собственную неудачу – это следующие три шага:

Во-первых, нужно тщательно проверить, возможно ли было предотвратить эту неудачу. Если нет, все неприятные чувства вины нужно отбросить! Тогда человеку просто не повезло, но хотя бы не в чем себя упрекнуть. Если же это было возможно, нужно разместить перед своим внутренним взором старый добрый образ весов с чашами и положить на одну из них всю неудачу целиком.

Во-вторых, на вторую чашу весов надо положить то, в чем человек уже преуспел и чего добился своим трудом. Возможно, чаши весов почти уравновесят друг друга. Если же нет, это расширит горизонт и защитит от фиксации на негативном.

В-третьих, нужно стремительно перейти к тому, чтобы увеличить вес на чаше с удавшимся содержимым. Не всегда возможно непосредственное искупление вины, которую человек навлек на себя. Некоторые ошибки уже не исправить. Но это не должно лишать нас мужества, чтобы тут и там оказывать жесты доброты, помощи, солидарности и т.д. Хороших дел, которые ждут нас, бесчисленное множество. Там, где человек что-то подпортил, можно создать нечто новое и позитивное. Там, где он действовал неосторожно, можно призывать себя и других к осторожности. Там, где он в состоянии аффекта оставил после себя руины, теперь он будет проявлять вызывающий уважение самоконтроль. Урон, понесенный каждым уголком на земле, который из-за нас стал темнее, может быть компенсирован с помощью света, который мы прольем на другое место (если то, первое закрылось для нас навсегда).

Я определила акт прощения как блестящее достижение. Блестящее же дополнение к нему – это превращение человека, провинившегося перед кем-то, в свою лучшую версию.

Купить книгу

Проблемы воспитания

Именно проблемы воспитания ведут к накоплению вины, которую трудно искупить в дальнейшем. Поэтому умнее было бы с самого начала избежать серьезных ошибок. При этом дети, как правило, очень стойкие. Они быстро восстанавливаются после сокрушительных событий и гибко приспосабливаются к внешним переменам. Например, дети мигрантов настоящие «мастера интеграции». Но им, как жизненный эликсир, необходима безопасная картина мира и представление о себе и о человеке, основанное на уважении ценностей. Если с этим не заладилось, то могут быть проблемы.

О безопасной картине мира

В ранние годы ребенок обнаруживает, что он «я», которому противопоставлен внешний мир. Этот внешний мир представлен сначала близким человеком, который все время рядом, обычно матерью. Ребенок понимает, что внешний мир дает ему питание, утешение и любовь. Если вдруг он ощущает голод, то рядом с ним оказывается ложка, если он плачет, возникает рука и гладит его. Он составляет картину мира, который желает ему блага, и с таким миром все абсолютно «в порядке». Со временем эта картина отступает на задний план, ребенок, взрослея, входит в реальный мир, в котором надежда и разочарование сменяют друг друга, а несправедливость поднимается до уровня права и благородства. Но на фоне его чувств и мыслей все еще существует та самая безопасная картина мира (теперь в качестве трансцендентного и всеобъемлющего над-мира) и укрепляет его изначальное доверие. В отличие от таких детей, те дети, которые никогда не испытывали защищенности, мучаются от недоверия, которое постоянно дает о себе знать во время нормального процесса взросления. Они могут развить в себе изначальное доверие, но это тяжкий процесс.

О представлении о себе и мире, основанном на уважении ценностей

Воспитывая ребенка, мы без слов передаем ему «послания», которые формируют его любознательный ум. Его самооценка строится прежде всего на основе того, как его оценивают родители и авторитетные личности. Но и то, как родители говорят друг с другом и другими людьми, не ускользает от маленьких ушей (и душ). Высказывания взрослых, как пазл, собираются в единую картинку – ориентировочное представление о себе и мире. Следовательно, самое важное послание, которое можно передать своему ребенку: «Ты ценная личность».

Но это еще не все послание. Полностью оно звучит примерно так: «Ты ценная личность при любых обстоятельствах – неважно, здоров ты или болен, приносишь ли ты хорошие оценки или плохие, был ли ты послушным или не был...» Если такое послание было отправлено, тогда в процессе воспитания, если ты потерял терпение, можно сделать выговор; если раздражен – принять жесткие меры; если истощен – выказать неприятие и допустить прочие педагогические промахи – дети на это сильно не обидятся. Родители ведь тоже люди! Если дети уверены, что их ценят, они окружены аурой неуязвимости.

И не только. В атмосфере, пропитанной осознанием ценности, они склонны воспринимать учителей, товарищей и друзей как ценных личностей и, следовательно, отказываться от чересчур агрессивных атак. На ценность не кидаются с кулаками. Ценность не хотят разрушить. Поэтому действует правило (не только в обычных или «лоскутных» семьях, но также и в политике высокого уровня!): кто хочет получить мир, должен посеять уважение к ценностям.

Возникает вопрос, что больше всего будет нужно поколениям завтрашнего дня? Футурологи предсказывают, что это не будут обширные знания, которые можно хранить в голове. Здесь можно прибегнуть к помощи множества суперумных «ассистентов», которые нажатием кнопки или движением руки дадут информацию обо всем, что неизвестно человеческому мозгу. Другие навыки станут особенно важны. На первом месте в предсказаниях оказываются такие социальные компетенции, как эмпатия, этическое восприятие и способность к примирению. К сожалению, школьное образование касается этих умений лишь поверхностно. Поэтому родителям, воспитывающим своих детей, стоит горячо посоветовать заботиться не о том, усердно ли молодые люди зазубривают информацию и насколько гладко входят в профессиональную жизнь, а о том, оказывают ли они уважение окружающим. Они станут это делать, причем так же безусловно (т.е. независимо от пола, национальности, культуры, религии), если почувствуют, что родители безусловно уважают их ценность.

Зависимость

Бич человечества, известный с давних времен, – это зависимости. Скатиться в них можно легко и быстро, а выкарабкаться – до изнеможения трудно. При этом ни в коем случае нельзя заявлять, что люди по своей природе склонны к безропотной зависимости. Человек – это самое свободное существо на земле, он рождается свободным, а не рабом, и любое порабощение противоречит его человеческому достоинству. То, что, несмотря на этот факт, миллионы вполне разумных и образованных людей становятся жертвами, например, алкоголя, можно объяснить лишь тем, что физические, психические и социальные риски подкашивают их стойкость.

К физическим рискам относится губительная генетическая предрасположенность, а также ответные процессы в центральной нервной системе, которые связывают алкоголь, наркотики и пр. с эйфорией, а отсутствие этих веществ – с мучительной дисфорией. Кто не может (или не хочет) долго терпеть дисфорию, вынужден снова и снова прибегать к средству зависимости, чтобы хотя бы на короткий срок ее избежать. Он становится заключенным в своего рода тюрьме.

К психическим рискам причисляют классический «совратитель с пути смысла» – страх. Кто-то может быть робким, но под действием алкоголя начинает веселить и развлекать своих товарищей. Кто-то может чувствовать себя вяло, но после употребления наркотиков превращается в целый заряд энергии. Страх постоянно нашептывает ему: «Ты не справляешься с требованиями, которые ставит перед тобой жизнь! Призови на помощь своего помощника в беде, и ты победишь!» К сожалению, победы и след простынет, а беда только усугубится.

Под социальными рисками понимают неосведомленность и определенную общественную легитимизацию веществ, вызывающих зависимость. Потребление вина, шампанского, пива, ликеров  – это нормальная практика и без этого не обходится ни одно праздничное мероприятие. Курение – это выражение собственной индивидуальности. Сладости, содержащие сахар и жир, – это товар номер один на полках с подарками. Зависимость от современных технологий подпитывается страстным желанием все большей цифровизации.

Конечно, в разумных количествах это не вредит. Но в этом-то и кроется основная загвоздка. Как только человек погружается в зависимость, он больше неспособен удерживать рычаг контроля, а тот все поднимается и поднимается, пока человек не сломается.

Поэтому мудрый совет гласит следующее: время от времени стоит воздерживаться, чтобы проверить, функционируют ли еще духовные тормоза. Я знаю человека, который взял себе тайм-аут на два месяца. Он позаботился о своем пропитании и попросил паромщика отвезти его на практически необитаемый остров, а потом, через определенное время, забрать. Это была довольно радикальная поездка, но у него получилось избавиться от своих пороков, которые на тот момент достигли опасной стадии. Этот рецепт, конечно, подойдет не всем, но идея, которая в нем кроется, абсолютно верна. Смена места, пространственно-временное дистанцирование от рутины помогают выпутаться из зависимости, тишина и одиночество помогают подвести итоги и поразмыслить над тем, что делать с остатком своей жизни. Всякое самовосстановление нуждается в весомом вопросе «для чего»: для чего меняться? На горизонте мотив любви? Ради любимого человека? Ради дела, которое человек хочет завершить? Ради того, чтобы радоваться своему натренированному телу и ясности мыслей? Один только мотив любви может дать отпор мотиву страха и проложить дорогу к бытию, наполненному смыслом,  – если необходимо, даже сквозь ад абстиненции. А она (с учетом вещества, вызвавшего зависимость) ужасна. И все же нет большего триумфа, чем победа над собой!

Купить книгу

Опытные терапевты, работающие с зависимыми, советуют все время держать при себе мотив «для чего» в виде напоминания. Фотография детей, прикрепленная к бутылке со спиртным, заставит отца отодвинуть ее от себя. Обтягивающее платье, висящее на кухонном крючке, пресечет попытки матери, страдающей от лишнего веса, открыть холодильник. Франкл был убежден, что людям присуще «упрямство духа», на которое они могут опереться, даже если душа и тело тащат их в неверном направлении. И они действительно есть – эти герои, которые доказали, что Франкл был прав: не обязательно падать на колени перед таким всепоглощающим чудовищем, как зависимость.  

Старость и немощность        

Подходящее время для подведения итогов жизни каждого человека – не позднее, чем середина жизни. Человек вступает в те годы, когда исчезают юношеские порывы и наступает отрезвляющее понимание того, что время летит, все бренно и преходяще. В типичном «кризисе среднего возраста» у человека появляется тревожный вопрос, приближается ли к нему старость и немощность. По сути, то, что готовит нам будущее, оценке не поддается (что, возможно, во благо). Но то, что уже есть в прошлом, можно оценить и – именно в отношении того, был ли в общем и целом исполнен смысл. Человек упорно трудился, получил несколько образований, завел много знакомств, переделал много работы, обустроил жилище, пережил удары и потери и снова встал на ноги... Прекрасно, но… только если человек этим доволен! Если он может честно сказать: «О, да, не всегда было просто, но жизнь стоила того, чтобы ее прожить». Он может смело смотреть вперед, на то, что его ждет. Потому что у него все «под защитой», и с философской точки зрения это буквально так и есть. «Под защитой» истины находится все, что было, оно не может быть разрушено. Из истины не может выпасть ни одна крупица прожитой жизни. Нам только кажется, будто прошлое исчезает. В действительности такой напасти подвержены возможности будущего, которые с годами от нас утекают, пока не исчезнут с нашей смертью. Но наше прошлое «переживет» нашу смерть и навсегда останется в истории (неважно, знают об этом люди или нет).  

Но что, если человек не доволен итогами своей жизни? Тогда следует поторопиться, чтобы выманить у «ускользающего» будущего самые прекрасные и блестящие возможности и, использовав их, поместить под защиту прошлого. Что еще нужно обновить, за что взяться, с чем справиться, что защитить? Какие планы нельзя больше откладывать в долгий ящик? Какие мечты нужно, наконец, протестировать на их реализуемость? Время ценно, и чем лучше человек это осознает, тем аккуратнее будет с ним обходиться. Возможно, пора оставить гонку за материальным и обратиться к таким экзистенциальным ценностям, как помощь другим, товарищество, дружба, творческий опыт и пр. В конце концов, железный закон истины гласит: ни от чего не избавляться. Ругань, раздражительность или постоянное нытье также составляют доказательство нашего существования (в том числе нашего существования в прошлом), оставаясь под ее, истины, защитой. Но кто захочет перейти в вечность с такими жалкими атрибутами?

Давайте не будем бояться старости. Хоть она и принесет с собой морщины, слабость и ограничения, но она до последнего будет одаривать нас вспышками возможностей. Будем использовать каждый час наедине с собой не для того, чтобы жаловаться на одиночество, а чтобы дать полет фантазии и выяснить, в каком уголке земли мы еще можем быть полезными. И не будем забывать, что, постепенно прощаясь с другими людьми, мы должны быть преисполнены радости, потому что альтернатива старению – это не вечная молодость, а ранняя смерть.


Содержание

Предисловие к книжной серии (Хайди Шёнфельд) 
Краткий экскурс в логотерапию (вопросы Бернда Арендта к Элизабет Лукас)
Из практики логотерапевта (Элизабет Лукас и Хайди Шёнфельд) 
Вступление 
Как поступать с жалостью к себе
Как поступать с разбитым сердцем 
Как поступать со страхами
Как поступать с навязчивыми мыслями
Как поступать с чувством вины
Как поступать с травмой
Как поступать с горечью утраты
Храбрая Одетта
Франкл об «истинной любви» (вопросы Хайди Шёнфельд к Элизабет Лукас)
Искупление и восстановление (Хайди Шёнфельд)
Десять самых популярных вопросов (Элизабет Лукас) 
Перенапряжение на работе
Семейные ссоры
Опыт неудачи
Проблемы воспитания 
Зависимость
Старость и немощность
Конфликтные ситуации выбора
Давление конкуренции
Необходимость отпустить

Купить книгу

Вернуться в блог