Top.Mail.Ru
Пары в психоанализе (Э. Смаджа - Пары 2). Отрывок главы 5 - Размышления о современных внебрачных отношениях читать онлайн

Пары в психоанализе (Э. Смаджа - Пары 2). Отрывок главы 5 - Размышления о современных внебрачных отношениях

Содержание


Введение

Глава I. Клодин и Ришар

Невозможность эротической встречи

Супружеская идентичность и сексуальность

Глава II. Желание иметь ребенка: Исключенный отец, запретная сексуальность

Глава III. Сексуальная пара, родительская пара

Глава IV. История супружеского насилия

Глава V. Размышления о современных внебрачных отношениях



Прочитать статью в нашем блоге.Описание случая Жана и Алис. <…..> – начало данной главы



buy_button.jpg

Пара



Давайте для начала вспомним, что пара представляет собой исторически и социокультурно детерминированную сложную реальность, которая состоит из нескольких компонентов  телесно-сексуального, психического, социокультурного, и которая представлена на различных сценах различными персонажами-фигурами переноса, играющими разнообразные роли в рамках динамики интерпереноса, определяющейся компульсивным повторением “инфантильных прототипов”. Опираясь на теории Фрейда об аналитическом переносе и развивая его мысль, мы считаем, что пара создает и представляет собой невроз интерпереноса. Она представляет собой место пересечения многочисленных потоков инвестирования антагонистических влечений, приводится в движение различными конфликтами, внутренними, межличностными и социокультурными, между которыми сохраняется постоянное напряжение. Кроме того, она развивается под влиянием многочисленных связанных между собой и спутанных компонентов  исторических, социальных, телесных, психических, совершает поступательные и регрессивные движения, включает в себя точки фиксации, компульсивное повторение, а также последействия.



Каждая пара в процессе своего становления неизбежно проходит через критические этапы, в результате чего она изменяется и становится более зрелой. Пара супругов создает “систему на двоих”, которую окружает “мир других” (Parat, 1967), состоящий из семьи, детей, друзей, профессионального окружения, знакомых по интересам, мира сотрудничества и общественной деятельности, мира друзей и незнакомцев. Этот “мир других” в эдиповой перспективе представляет собой для пары и для каждого из партнеров “третьего”, источник удовлетворения, переноса, многочисленных ожиданий, а также личных и супружеских конфликтов. В результате обязательно появляются тревоги и страхи, разнообразные события и поведение в браке и вне брака.



Первая попытка определения отношений вне брака



Обычно, когда один из супругов получает опыт сексуальных и/или любовных отношений вне брака, с другим человеком, гетеро- или гомосексуальным, третьим, принадлежащим к “миру других”, говорят об “адюльтере”, “неверности”, “измене”, “предательстве”, “походе на сторону”. Речь идет о появлении потоков, которые соотносятся с репрезентацией пары не только на нарциссическом уровне “брачного контракта”, в который входят требование моногамии и желание, чтобы отношения длились вечно, заключенного между двумя партнерами по умолчанию и/или с обсуждением условий, но и с опорой на христианские представления о браке и на появившееся относительно недавно установление об отдельной от общественной среды сфере личной жизни, в рамки которой отныне вписана пара, ставшая теперь не только средством для продолжения рода, но и местом, где сконцентрированы разнообразные ожидания, источником удовлетворения многочисленных потребностей  сексуальных, эмоциональных, коммуникативных, особенно интеллектуальных,  этот феномен, согласно теории социолога Норберта Элиаса (1939, 1973), вытекает из процесса цивилизации на Западе. Кроме того, эти обычные проявления в целом относятся к приключениям сексуального характера.




Итак, у нас появляются некоторые вопросы и размышления:




  • Какими рамками можно ограничить территорию внебрачных отношений?



Следовательно, можно ли вписать в рамки внебрачных отношений пользование платными сексуальными услугами, посещение специальных мест, в одиночестве или с партнером: клубов “BDSM”, свингерских клубов, “саун” и т.д.?




  • Можно ли считать внебрачные отношения полиморфными?




Внебрачные отношения могут затрагивать одного или обоих партнеров, в один и тот же или разные периоды времени, могут выражаться в единичном “сексуальном отреагировании” или повторяющихся действиях в течение личной или супружеской истории жизни человека, могут быть обусловлены похожими или отличающимися бессознательными мотивами. Что, в сущности, могло бы правильно выразить и символизировать сексуальное отреагирование или отношения исключительно сексуального характера? Мы знаем, что сексуальность сама по себе является полиморфной и многозначной. Она может принять форму одной или нескольких интрижек или даже историй любви, удовлетворяя разнообразные потребности  в нежности, общении, интеллектуальном обмене, а также потребности нарциссического и эротического характера, неудовлетворенные внутри пары. Кроме того, речь может идти о создании другой пары, официальной или неофициальной, по образу и подобию второй семьи у римлян и германцев, о чем мы еще поговорим. Можно ли вписать дружеское общение, исключительно эмоциональное и интеллектуальное, с подавлением сексуальных целей, в рамки внебрачных отношений? Является ли сексуальность обязательной составляющей?





  • Следует ли думать о внебрачных отношениях, ставя их в зависимость от разницы полов, форм выражения, определений, функций и последствий?

  • Следует ли думать о внебрачных отношениях, ставя их в зависимость от возраста каждого из партнеров и стажа пары?



В соответствии с этим полиморфизмом мы могли бы задуматься о существовании многозначности. Именно это мы сделаем, основываясь на психоаналитическом подходе.




  • Мы можем задавать вопросы, затрагивающие преувеличение роли внебрачных связей, выраженное в словах “неверность”, “предательство” у современных западных пар, которые сегодня ожидают и требуют от своего партнера и пары гораздо больше, чем раньше, а также затрагивающие переоценивание сексуального уровня внебрачных отношений, связанное с тем, что внимание современного общества сосредоточено именно на теме сексуальности.




Различные контексты внебрачных отношений



Кроме того, для лучшего понимания этой проблемы, нужно также поместить внебрачные отношения в разнообразные, перечисленные ниже рамки и контексты, которые мы частично исследовали на примере пары Алис и Жана.




  • Личная история главного героя, женщины и/или мужчины, характеризующаяся критическими этапами и периодами.

  • Три регистра сексуальной жизни каждого субъекта в роли супруга: брачный, аутоэротический и внебрачный. Как правило, затрагивается психическая экономия каждого из партнеров и способы разрядки влечений вне супружеских отношений, неспособных удовлетворить все их потребности и ожидания; удовлетворение бывает различной природы: нарциссическое, сексуальное, догенитальное и генитальное, нежное, агрессивное, а также сублимационное. Если семья, друзья, профессиональная жизнь, отдых и развлечения, социальная жизнь со всеми ее составляющими приносят либидинальное, гомо- и гетеросексуальное удовлетворение, если происходит подавление цели и сублимация, в таком случае сексуальные потребности будут удовлетворяться с супружеским партнером внутри пары. Помимо отказа от влечений, аутоэротического удовлетворения с опорой на фантазматическую активность, подавления, куда входит также поведение соблазнения, сопровождающееся удовлетворением на фантазматическом уровне, отказ вступать в отношения или разрядка влечений в различных действиях, таких, как спорт и сублимация, не остается никакого решения, кроме внебрачных сексуальных отношений с использованием “коммерческих услуг” или в других контекстах.

  • Отношения каждого из партнеров и пары с «миром других». К. Пара в своей книге “Эдипальная организация генитальной стадии” проясняет для нас вопрос, касающийся распределения аффектов и инвестирования влечений у каждого субъекта, который смог пройти через эдипов конфликт, конфликт между своей парой и “миром других” (Parat, 1967). Его “эдипальная организация” или способ либидинального структурирования основывается на триангуляции, которая является непосредственным результатом эдипальной триангуляции и включает в себя, согласно автору, двойные отношения в тройной системе: гетеросексуальные отношения и гомосексуальные отношения. Это, разумеется, предполагает наличие соответствующих внутренних объектов, отношения с реальными объектами всегда включают в себя оборот проекций и интроекций.



Автор уточняет, что в гетеросексуальных отношениях, выстроенных с партнером противоположного пола, группируются и синтезируются различные течения: генитальный поток, состоящий из “генитальных аффектов” из настоящего и прошлого, поток любви и нежности, догенитальный поток, который состоит из двух течений  эротического и нарциссического. Гомосексуальные отношения затрагивают «мир других», внешний мир. Аффекты, которые сюда включены, по большей части являются сублимированными, только малая их часть остается несублимированной. По мнению автора, необыкновенно важные элементы идентификации делают возможным восприятие других в целом как “такого же другого”. Множество других, независимо от разницы полов, занимает место третьего в эдипальной структуре и обеспечивает комплексное инвестирование. В мир других входят дети пары, близкие, друзья, соперники и общество в целом.



Эта эдипальная организация находится в состоянии хрупкого и неустойчивого равновесия, постоянно изменяется и перестраивается. На самом деле, все, что может нарушить это равновесие, приводит к возрождению эдипова конфликта. Кроме того, новая ситуация, изменение в системе объектных отношений, в особенности инвестирование новых “внебрачных” объектов, оживляют конфликтное эдипальное ядро и, таким образом, становятся источником регрессии и снова запускают этот критический по своей природе конфликт, через который нужно будет пройти.




  • История супружеских отношений и история каждого из партнеров, а также уровень супружеского интерпереноса: кого представляет собой супруг и внебрачный партнер? О возрождении какого навязчивого повторения идет речь? Внебрачные отношения выстраиваются внутри пары и представляют собой совместную продукцию супругов. Это явным образом отсылает нас к случаю Алис и Жана.



Все это подводит нас к тому, чтобы мы вспомнили некоторые, исключительно полезные для данного исследования, идеи Фрейда, относящиеся к переносу.



Мы встречаемся в паре с двойным повторением: состояние влюбленности представляет собой “повторение прежнего опыта”, в котором воспроизводятся “инфантильные прототипы”, и, согласно Фрейду, именно это является “основными признаками состояния влюбленности”. Кроме того, оно вписано в существующие между двумя партнерами отношения переноса и интерпереноса, таким образом, перенос представляет собой вторичное повторение, “является фрагментом повторения, повторение же представляет собой перенос забытого прошлого опыта  не только на врача, но и на другие области жизни в настоящем” (Freud, 1914, p. 190). Фрейд ставит вопрос об искусственном создании невроза переноса, который “лечится” в процессе аналитической работы.



На самом деле, мы видим, что в паре присутствует определенная форма невроза интерпереноса, внутри которого каждый из партнеров воспроизводит через действия по отношению к реальному объекту любви свои “инфантильные прототипы”. Тем не менее, в отличие от переноса на психоаналитика, в интерпереносе два супруга находятся в парных отношениях, во власти друг друга и не имеют возможности проделать терапевтическую работу без помощи семейного терапевта. В результате пара оказывается запертой внутри совместно созданного невроза интерпереноса. Симптомы приобретают значение в интерпереносе, но без терапевтической помощи выздоровление возможно только в случае развития способностей к переработке и изменениям, с помощью которых можно проделать психическую работу. Столкнувшись с опытом отношений вне брака у одного или обоих партнеров, мы также должны в обязательном порядке задать себе вопросы о том, что сейчас проигрывается в их неврозе интерпереноса и найти его значение в переносе. Это может быть:




  • групповая реальность пары, куда входят фантазмы, тревоги и соответствующие механизмы защиты: отношения вне брака, возможно, функционируют в качестве средства защиты против архаичных фантазмов, например, поглощения, пожирания, растворения, а также против эдипальных фантазмов инцестуозного характера;

  • супружеская культура, совместно созданная обоими партнерами,  речь идет о еще одном понятии, которое мы ввели в книге «Пары. Мультидисциплинарный подход» (2011).



Таким образом, внебрачные отношения до того момента, когда о них зашла речь, были для пары Алис и Жана новым понятием, в результате чего они не стали частью определенного опыта, не были представлены на уровне репрезентаций и, в отличие от других пар, не были вербализованы и не обсуждались внутри супружеской культуры.



Мульти- и междисциплинарные представления об отношениях вне брака



Мы думаем, что понимание и исследование такого широкого и сложного понятия, как внебрачные отношения, требует обращения к мульти- и междисциплинарным точкам зрения, поскольку без ответов, полученных в различных областях знаний, наши представления могут оказаться неполными, частичными или слишком общими,  таким образом, это будет свидетельствовать об отрицании вклада других научных дисциплин и неизбежно приведет к появлению ложных идей и ограниченных концепций. На самом деле, вклад антропологии, истории, социологии и психоанализа позволяет включить понятие в дополнительные контексты и открыть невыявленные индивидуальные и коллективные аспекты, относящиеся к различным уровням  социокультурному и внутрипсихическому.



С нашей стороны мы представим несколько элементов, относящихся к истории, социологии и психоанализу, соединив воедино общие концепции, не забывая при этом об истории пары Алис и Жана.



Исторический угол зрения



Рассмотрим несколько исторических этапов, определяющих характер современной западной пары, которые помогут нам лучше понять реальность пары и различные виды внебрачных отношений  как в исторической перспективе, так и в настоящее время.



У древних римлян и германцев брак прежде всего относился к области семейного права, у них выделялось два типа союзов. Первый тип  официальный брак, который заключался по решению семей, второй тип  менее прочный союз, concubinat у древних римлян и Friedelehe  «брак по любви»  у германцев. Следует отметить, что внебрачные связи существовали и на всей территории древнего Востока.



Что касается христианского брака, то только к концу XII века была разработана система его правил и норм. Брак определялся как моногамный, нерасторжимый, священный союз, главная цель которого заключалась в продолжении рода. Он на самом деле представлял собой таинство, взаимное согласие обоих супругов, которые являлись гарантами своего союза. Только смерть могла разорвать брачные узы и сделать возможным повторное вступление в брак.



Историк А. Бюргьер проследил путь «любви, которая долгое время рассматривалась с точки зрения религиозной морали и народной мудрости как нечто чуждое и даже противоречащее браку и стала затем основой новой модели брака» (Burguière, 1986, p. 179). Он исследовал изменения, которые оказали влияние на условия и способы формирования пары, а также на атмосферу супружеской жизни, изучая определенный период европейской истории начиная с XVIII века и опираясь на идеи социолога Норберта Элиаса и его основную концепцию «процесса цивилизации» (19391973). Таким образом, он считает, что в течение долгого периода, когда люди были во власти суровой супружеской морали и семейная жизнь находилась под наблюдением, граница между общественной и личной жизнью стала более четкой, выделилось личное пространство, в котором пара перестала быть просто союзом, созданным ради продолжения рода, и стала особым местом взаимозависимости, взаимопомощи и любви. Таким парадоксальным образом новое религиозное определение супружеской связи и усилия церкви, направленные на то, чтобы заключить сексуальность в рамки супружеских отношений, создали условия для появления брака по любви. Кроме того, когда мы говорим о браке по любви как о ведущей модели брака, мы путаем, согласно автору, два различных аспекта, которые, пройдя разные пути, в конце концов соединяются: 1) идея того, что молодые должны сами выбирать себе супруга; 2) их решение определяется любовью.



Согласно историку Ж.К. Болонь (2005), в XIX веке подобный тип отношений был введен буржуазным классом. Массовое распространение нуклеарных семей, где “любовь была обязательным условием”, привело в течение этого столетия к значительным социальным изменениям. Отныне супружеская жизнь разворачивается на отдельной территории, в интимном пространстве жилища, где молодая пара может уединиться,  раньше это было невозможно, поскольку несколько поколений совместно проживали в одном доме. И если правила жизни придворной аристократии, хороший тон, допускали некоторую сексуальную свободу вне брака, то буржуазный класс, приобретающий все больше влияния, согласно Элиасу (1980), их не принял и предложил другой образец морали и вид цивилизации. Сексуальность, которая считалась одной из самых опасных областей человеческой жизни, отныне вытесняется на определенную “территорию”, окруженную барьером запретов, брак социально одобряется, а отношения вне брака находятся под запретом и исключены из официальной социальной жизни. Это движение по подавлению сексуальности продлилось до конца XIX века и его последствия ощущались вплоть до Первой мировой войны.



Если в начале XX века любовь и становилась для брака все более и более определяющей, ее все же было недостаточно для того, чтобы полностью обеспечить счастье супругов. Молодые люди легко признают, что после медового месяца чувства истощаются и что любовь не может длиться всю жизнь. Смягчение запретов, особенно касающихся сексуальной области, позволило молодому послевоенному поколению много экспериментировать, открывать для себя на практике другие формы отношений между полами, опираясь на новые научные и технические знания.



Таким образом, нам необходимо поместить внебрачные отношения в двойной контекст  исторический и социокультурный. Понимание их смысла будет отличаться в зависимости от выбора супруга, был ли он свободным или навязанным третьей инстанцией, например, семьями. Пока брак не определялся взаимным свободным выбором супруга, его цели были родительские, финансовые, политические, социальные, но он не был основан на любви и сексуальном удовольствии. Внебрачные связи нужны были еще и для того, чтобы компенсировать неизбежный эмоциональный и сексуальный дефицит.



И, напротив, если общество, органы власти, семья, церковь и государство допускают свободный выбор супруга, то социокультурный контекст внебрачных отношений будет отличаться и иметь другие разнообразные значения, в частности, психологического характера.



Современный западный социологический угол зрения



Ряд специалистов подчеркивают изменения, произошедшие с течением времени в определении пары,  мы видим переход от институционального традиционного официального признания пары через заключение брака к внутреннему и межличностному определению современной пары, существование которой не находится под защитой различных социальных институтов. Современные пары стали нестабильными, хрупкими, разнообразными по форме и требовательными. В самом деле, со стороны каждого из партнеров по отношению к объекту любви и к паре появляются многочисленные требования: сексуального порядка, коммуникационного (“нужно говорить обо всем”, “мы не должны ничего скрывать друг от друга”), интеллектуального, идентификационного (усиление составляющих, относящихся к сфере личной жизни, к профессиональному и поло-ролевому статусу), психического (любовь в виде нежности, нарциссического укрепления, заботы о другом, поддержки в разных случаях; кроме того, пара представляет собой пространство и время для восстанавливающей регрессии, лечения ранних психических ран, развития каждого из партнеров). Следовательно, пара не должна быть местом страдания и фрустрации. Кроме того, чрезмерные ожидания и взаимные требования по отношению к паре и объекту любви соединяются с появившимся равноправием полов и различными требованиями, как индивидуальными, так и затрагивающими вопросы идентичности. Здесь берут начало конфликты, связанные с репрезентациями и требованиями соответствовать идеалу, которые относятся к партнеру (мужчине и женщине) и к паре. Все это становится гораздо сложнее после создания семьи, поскольку появляются и другие типы конфликтов: между парой и семьей, влюбленной парой и родительской парой, личностью и семьей.



Современные пары являются типичными представителями нашего западного общества. Отметим некоторые их особенности.



  • Теперь главный интерес сфокусирован на сексуальности, которая вписана в самое сердце интимной и аффективной сфер семейной жизни. Она представляет собой личный опыт, который становится фундаментом для формирования субъекта  как мужчины, так и женщины, кроме того, вокруг этого общего опыта выстраивается и укрепляется пара супругов. Неудовлетворяющие сексуальные отношения становятся сейчас одной из причин для разрыва. Здесь мы обнаруживаем совпадение ожиданий и требований мужчин и женщин, главным образом касающихся “непрерывности сексуальной жизни”, особенно до рождения детей,  с точки зрения исторической перспективы это относительно новый фактор.


  • Происходят процессы, связанные с медикализацией и психологизацией общества, которые особенно ярко проявляются в обсуждениях и деятельности, создающих новые взгляды, убеждения, идеи, нормативные модели мышления и поведения, которые часто интерпретируются, а затем распространяются средствами массовой информации.


  • Возрастает ценность мобильности, изменений, которые обесценивают идеи стабильности и долгосрочных проектов. Повышение ценности мобильности вступает в конфликт с продолжительностью.


  • И, наконец, имеет место упадок социальных институтов, ослабление роли иерархии, относительное отсутствие внешней морали и норм поведения, которые постепенно заменяются “принципами внутренней регуляции”, вследствие чего мораль становится исключительно личным делом.



Общество озвучивает нам парадоксальные правила и требования, патогенные по своей природе, с которыми мы имеем дело в паре и семье: быть взрослым, ответственным, зрелым, но и оставаться молодым, сохраняя детскую “свежесть”; быть мужчиной, ценить свою мужественность, но и быть способным выражать свою женскую часть; быть женщиной, стремиться к расцвету своей женственности, но и показывать мужские, фаллические черты характера, которые высоко ценятся в наше время; состояться в жизни, развивать свою личность, думать о себе, но и быть альтруистичным, отдавать, делиться; быть спонтанным, но и владеть собой и контролировать себя; быть мобильным, меняться, развиваться, но и быть стабильным, иметь долгосрочные перспективы; ловить момент, жить настоящим, быть беззаботным, но и предвидеть будущее, строить планы, и т.п.



Кроме того, наше общество находится “в кризисе”, практически постоянном процессе изменений (Morin, 1984). Общество проходит через переломные моменты, которые связаны с неудачной “работой непрерывности”, обеспеченной передачей культурного наследия, а процессы изменений, дезогранизации и реорганизации ослабляют общество, атакуя и расшатывая основные “метапсихические” и “метасоциальные” гаранты  церковь, государство, семью, модели поведения и способы мышления (Kaës, 1979). Разумеется, современные пары находятся под влиянием неконтролируемых исторических и социокультурных изменений, которые включают в себя процессы распада и интеграции, а также разъединяющие и вновь соединяющие социальные силы.



Изменения в современной паре кажутся нам показательными для общества симптомами: преждевременные, ранние разрывы, неоднократное вступление в брак, непрочные формы отношений, отказ вступать в брак, что не является базовой моделью, отсутствие желания иметь детей или его слишком позднее возникновение.



Психоаналитический взгляд



Мы уже затронули некоторые аспекты переноса и супружеского интерпереноса, эдипальную организацию пары и распределение инвестиций каждого из партнеров между парой и “миром других”, наличие внутри пары структурирующих конфликтов, а также понятия работа пары и супружеская культура, сейчас мы напомним о некоторых характерных чертах либидо и человеческой сексуальности.



Идеи Фрейда о подвижности либидо и «предрасположенности» индивида к полигамии



Согласно теории Фрейда, либидо, гетеросексуальное или гомосексуальное, является подвижным и в течение жизни меняется в зависимости от инвестирования объекта. Способность к перемещению объектных инвестиций является одной из основных характеристик либидо. Но эта пластичность помогает также переносить либидо с сексуальных целей на несексуальные, общественные и культурные объекты. Сублимация осуществляется в разных видах. Перед лицом опасности, связанной с подвижностью либидо, которое в отдельных ситуациях не берет в расчет природу объекта, любое общество заставляет своих членов пройти по пути развития от аутоэротизма до любви к объекту, соединяя частичные влечения под приматом генитальности, когда потоки нежности и страсти, имея общую цель, соединяются и сосредотачиваются на одном объекте, а генитальная сексуальность служит продолжению рода. В результате речь идет о социализации сексуальности каждого из нас. Это условие фиксации на либидинальном объекте, супруге, направлено, с общественной и индивидуальной точки зрения, на продолжение рода и выражено в виде института брака или моногамной пары, как правило, исповедующей христианство и относящейся к буржуазному классу, к тому же традиционным социальным смыслом брака является объединение двух семей. Кроме того, человеческая предрасположенность к полигамии находится в тесной связи с подвижностью либидо, с помощью которого происходит инвестирование разных объектов.



Следует отметить особый случай “спроецированной ревности”, описанной Фрейдом как способ защиты с помощью проекции от реализации бессознательного фантазма о неверности.



“Ревность второй группы или спроецированная ревность развивается и у мужчины, и у женщины из собственной неверности, претворенная в жизнь измена или побуждения собственной неверности подвергаются вытеснению. Судя по опыту обыденной жизни, верность имеет более веские причины для существования, она необходима для сохранения брака, помогает устоять перед постоянно появляющимися соблазнами. Тот, кто отрицает наличие у себя подобных желаний, тем не менее чувствует этот мощный поток и обычно использует бессознательный механизм, для того чтобы уменьшить напряжение. В случае, если он проецирует собственное желание изменить на другого, которому он обязан хранить верность, он испытывает облегчение и даже получает оправдательный приговор у своего сознания” (Freud, 1922, p. 8889).




Сексуальность в браке



Сексуальность пары глубоко конфликтна по своей природе, день за днем она является объектом инвестирования для каждого из партнеров и для пары в целом, запускает в движение, по определению Грина (1997), различные звенья “сексуальной цепи”: потоки нарциссических, нежных, сексуальных и агрессивных инвестиций, состояние удовольствия и неудовольствия, догенитальные и генитальные составляющие либидо, различные сочетания психосексуальности и бисексуальности каждого из партнеров, характерные особенности мужского и женского желания, питаемые сознательными и бессознательными репрезентациями, нагруженными аффектами, догенитальные фантазмы (например, слияние субъекта и объекта, бисексуальность, поглощение, пожирание) и фантазмы эдипального уровня (соблазнение, первосцена и кастрация, инцестуозный фантазм)  все это вызывает разнообразные тревоги, догенитального и эдипального уровня, создает пересекающиеся игры идентификаций. Весь этот комплекс элементов может проявиться в поведении влюбленных, но некоторые аспекты в определенные моменты, периоды, этапы в жизни пары будут преобладать. Следовательно, сексуальность является догенитальной и генитальной, гетеро- и/или гомосексуальной, прямой, когда цель влечений подавляется, или непрямой, проявляющейся в фантазмах, сублимации, символизации. Таким образом, стиль сексуальной жизни или сексуальность пары изобретается совместно обоими партнерами и может в дальнейшем развиваться.



Кроме непосредственного удовлетворения влечений, следует также отметить нарциссическое удовлетворение, которое появляется как результат чувства наполненности, полученного в “нарциссическом союзе”, и помогает осуществить генитальный сексуальный акт. На самом деле, в сексуальном акте реализуется фантазм воображаемого общего тела, нарциссический фантазм, структурирующий пару как групповое психическое единство, и бисексуальный фантазм всемогущества, отрицающий разницу полов и другие различия.

buy_button.jpg

Вернуться в блог