Top.Mail.Ru
Пономаренко В.А.,Чунтул А.В. Человек и безопасность полетов. Отрывок читать онлайн

Пономаренко В.А.,Чунтул А.В. Человек и безопасность полетов. Отрывок

К вопросу психологи профессионализма летных экипажей в современных условиях состояния авиации России

В. А. Пономаренко

Успешное решение современной проблемы летного профессионализма и безопасности полетов во многом определяется психологическими особенностями осознания летным составом социальной специфики летного труда, обусловленной отходом от государственного механизма экономики.

Авиационную общественность интересует, прежде всего, как авиатор себя чувствует в новом политико-экономическом климате, в каком направлении развивается его мироощущение нового. Ведь в новой политике, в новой организации человек со старыми взглядами не приживается, в лучшем случае он приспосабливается и тем самым теряет свое лицо и достоинство. Если это случится с летчиком, то он сам становится угрозой для безопасности полета, ибо самый опасный фактор для человека летающего - его же психика. Поэтому проблема мироощущения своего места и положения в новом «рыночном пространстве» далеко не риторическая, а что ни есть прямо относящаяся к безопасности полетов.

Собственно психологический анализ тех нарушений летных законов и правил, которые способствовали в 1994-1995 годах появлению аварийных и катастрофических ситуаций в полете, указывает на их причинную связь с деформацией сознания организаторов и исполнителей летного дела без государственного контроля.

Зададимся вопросом - что нового в специфику летного дела привнесла новая организация перевозок?

С социально-психологической точки зрения акционирование, т. е. разгосударствление собственности - есть не что иное, как переложение заботы о благополучии и стабильности в жизни труженика с плеч государственных на собственные. Меняется и сам принцип управления: центробежные механизмы управления утрачивают монополизм, уступая механизмам самоуправления. В переводе на практические рельсы это означает, что сменился принцип приоритетности в распределении прибылей и благ. Отсюда следовало ожидать резкое повышение общественной значимости основного источника благополучия и благоденствия акционеров - именно летных экипажей и диспетчеров воздушного движения.

Стало быть, их способности, профессионализм, культура, деловая хватка должны стать не только социальной, но и экономической ценностью. Ведь в предложенных новых экономических условиях государство их не содержит, а они сами являются маткой в медоносном улье. Отсюда и формируется новая потребность быть опорой самоуправления, быть носителем результата, а не служить как прежде средством его достижения.

Однако в существующих формах функционирования авиационных подразделений труженики по содержанию своего социального статуса остаются государственными служащими с остаточным принципом финансирования. А некоторое увеличение окладов явилось платой не за полет, а за социальный обман.

Конечно, управленцы, организаторы, администраторы вправе задать вопрос - а готов ли летный состав к сложной экономической, предпринимательской, банковской, страховой, межгосударственной финансовой деятельности? Не отвлечет ли это его от главной своей задачи - безопасно и выгодно осуществлять грузопассажирские перевозки?

Сегодня у всех на слуху, что обстоятельства «давят, толкают летчика на нарушения». Но так было всегда. И дело не столько в самом нарушении, сколько в способности экипажа определить границу расширения риска. Вот с этого жизненно действенного момента, укладывающегося в понятие «должно» и «можно», рождается, развивается и воспитывается личность профессионала.

Что и кто противостоит опасному фактору в полете? Большинство ответят: «Экипаж, исполняющий регламент, инструкции». Но психологическая суть этой истины состоит в том, что вначале экипаж вне всякого «должен» субъективно оценивает несоответствие режима полета границам принятой нормы.

Любому как нормированному, так и ненормированному угрожающему обстоятельству противостоит не бездушный автомат, напичканный инструкциями, а внутренний мир летчика и этические нормы авиационного сообщества, т. е. те пропорции добра и зла, и тинного и ложного которые и составляют нравственный климат.

Именно осознание вышесказанного поможет усвоить другое не менее важное утверждение, что принцип долженствования, обязывающий летчика строго и неукоснительно следовать правилам, надежно срабатывает лишь в случае, когда летческой индивидуальности придан нравственный вектор ответственности.

Но есть особые опасности, угрожающие благополучному полету, именно антидуховного порядка.

В человеке, как известно, заложено двойственное начало - и животное, и социальное. Отсюда разные векторы мотивов. В бессознательной сфере дремлют мотивы жажды власти, господства над другими, наслаждения, сексуальной страсти и пр. Поэтому, если в социальной жизни мотивы выживания, конкуренции, жажды власти становятся одобряемыми, человек быстро становится агрессивным, злобным, жестоким и циничным.

Осуществляемая коммерциализация в отношениях между людьми вне воспитания социально-значимых этических норм закономерно проявится в поступках и действиях экипажа, явно не соответствующих правилам не только безопасности полета, но и здравому смыслу. За всем этим стоят психологические законы поведения.

Возьмем, к примеру, летные способности. Ведь мы о них судим по действиям и реакциям на окружающий мир. Это означает, что летчик реализует свои способности в зависимости от того мира, который формирует социальный заказ на его способности. Что сеем, то и жнем. К счастью, жизнь не так безысходна. Всегда есть возможность противодействовать злу.

Трезвая оценка сегодняшней жизни требует признать, что рыночная экономика подняла роль фактора самостоятельности человека, его деятельности, творчества работника. Именно конкуренция подталкивает к самоактуализации, самоутверждению личности. Поэтому профессионализация летных экипажей требует существенного расширения интеллектуального горизонта и далеко выходит за рамки нормативного пилотирования.

Остановимся на психологическом видении самой проблемы профессионализма в интересах летных экипажей, чья надежность и составляет суть безопасности полета.

Профессионализм - это лицо и имя человека в профессии и не может быть ограничен ее служебными рамками. Если понимать под профессионалом только специалиста, достигшего вершин мастерства, то тогда его качества первично будут определяться исполнительностью в соответствии с нормами, уложениями для данной профессии, и лишь вторично - активностью субъекта труда.

Исполнительность только к заданному содержанию труда характерна для работников.

Но для профессионала в опасных профессиях этого явно недостаточно. У человека способности всегда есть проявления личности, т. к. они могут видоизменяться в зависимости от того, свободен ли он в своей самоактуализации. Более того, способности могут входить в противоречие с внешним миром или с требованиями нормированности и заданности.

Что характерно для сегодняшних коммерческих рейсов? Именно ненормированность решений выбора более рискованных альтернатив, неопределенность в достижении конечной цели, недостаточная информация. Вот тут-то и нужен профессионал, у которого раскрываются ненормативные способности, т. к. предоставлена свобода выбора, свобода формах достижения цели.

Казалось бы, мечта сбылась, но почему-то в этих условиях аварийность возросла. Одна из причин - недостаточный профессионализм всех участников полета.

Причина в том, что в прошлом и у большинства авианачальников, и у летного состава способности были придавлены социальными нормами. Но личность по подсказке не развивается. Профессионал начинается с духовных способностей, т. е. с оценки, самооценки и прогноза своих возможностей, с этического, т. е. с нравственного подхода к выбору альтернатив рискованных решений. Профессионал в опасной профессии через духовность определяет допустимую меру добра и зла от своих решений. В летной профессии некомпетентность, эгоизм, равнодушие почти всегда приносят несчастье другим. Профессионал-летчик оценивает не только сам факт действия, а те последствия, которые будут за его действиями и свои возможности к минимизации угрозы полету и жизни (экипажа, пассажиров, людей на земле и, конечно, своей).

Профессионалов божьей милостью, «приговоренных» к Небу, характеризует жизнелюбие, страсть, творчество, совесть и свобода выбора решений при защите чужой жизни. Научные исследования показали, что личность профессионала созревает внутри себя, а лишь затем ее разумное и чувственное содержание обретает социально значимую и профессиональную мотивацию. Летчик-профессионал дополнительно к служебному пространству всегда окрыляет себя духовным пространством, в котором мерой вещей и поступков выступает высший смысл.

Все сказанное, безусловно, есть некая идеализация, которая с трудом вписывается в обычную нашу нормативно-приспособленческую жизнь. И вместе с тем, если мы хотим снизить аварийность - тем более в условиях фактического извращения этических основ коммерциализацией летного труда, то тогда придется профессионально усилить внимание личности пилота.

Внутренний мир летчика формируется любовью к полету, потребностью к духовной свободе. Побуждение к самосовершенствованию с риском для своей жизни в данном случае нравственно, т. к. мастер-профессионал гарантирует безопасность жизни других людей не только собственной жизнью, но и своей честью.

Специфическим свойством профессионала является интеллект как интегральное психическое образование, обеспечивающее такие процессы как прогноз, эвристику, оперативное мышление, формирование новой информации без инструментальных средств. Чертой личности профессионала выступает неугасимый познавательный интерес. Его культурой - стремление к обогащению знаниями. Его зрелостью - знания своих пределов и уважение их.

Но самое главное - каковы бы не были летные способности и природные задатки, летчик без соответствующей духовной культуры профессионалом в широком смысле этого слова стать не сможет. Увы, во всей инфраструктуре авиации среди многих составляющих профессионализма культура является ахиллесовой пятой. Бескультурье проявляется, прежде всего, в пренебрежении знаниями о человеке, о его личности, о его физиологических нормах и психофизиологических возможностях. А ведь летчика все учат и все в той или иной степени управляют им, используя в основном административный, но не педагогический инструментарий.

Особая статья культуры в познании себя и главное - своих слабостей. В нашей среде летчик и в 50 лет пытается во всех слабостях жизни дать фору 30 - летнему.

Профессионал-летчик в возрасте за 50 лет имеет физиологически закономерные ограничения в состоянии здоровья. Но он надежен потому, что его профессионализм позволяет ему расходовать энергию в профессиональной деятельности в 5-6 раз меньше, чем это делает летчик-специалист. Летчик-профессионал независимо от ограничений в здоровье с высокой долей вероятности не попадает в те условия, которые именуются как катастрофические, когда его ограничения в здоровье могут стать непосредственной причиной летного инцидента.

Как же нам выращивать культурных летчиков? Один из вариантов: в систему лицензирования ввести минимум по авиационной медицине и психологии. Пора создать межведомственный институт психофизиологической подготовки летного состава для повышения знаний о себе. Ученые сегодня могут предложить новейшую технологию оценки своих профессионально важных качеств, оценку профессионального здоровья.

Уже созданы технические средства формирования способностей к пространственной ориентировке, принятию решений в условиях дефицита времени и неопределенной информации, компьютерной диагностики уровня психофизиологических резервов, система психофизиологических тренировок, восстанавливающего питания, методы психологической подготовки и самоуправления и т. д. Сегодня нужен запрос и заказ на все это. Руководители акционерных авиаотрядов должны усвоить: здоровый, культурный профессиональный летчик на ненадежной технике долетит, а сломанный, нездоровый, бескультурный летчик на надежной технике может не долететь до аэродрома.

Российской авиации духа не занимать, добра у нее не отнять, талантами она не обеднела. И все же нужна культура в понимании предназначения авиации как энергетической связи духа, сознания и общения в космогоническом бытие человечества.

Вот почему в этой дерзновенной задаче познания смысла Вселенского разума, летчик как назначенный свыше носитель Духа относится к надежде и цвету нации. Его облик может иметь любой цвет, кроме серого.

Вернуться в блог