Top.Mail.Ru
Лейбин В.М. Краткий психоаналитический словарь-справочник. Фрагмент читать онлайн

Лейбин В.М. Краткий психоаналитический словарь-справочник. Фрагмент

Абстиненция - воздержание, в классическом психоанализе один из принципов аналитической терапии, включающий в себя по меньшей мере два правила: во-первых, психоаналитик должен отказывать пациенту, рассчитывающему на ответное проявление соответствующих чувств, в удовлетворении его желания; во-вторых, он не должен допускать слишком быстрого освобождения пациента от его болезненных симптомов и страданий.


Автономия - независимое функционирование, способствующее саморегуляции психических процессов и соотносящееся, как правило, с самостоятельностью функционирования Я.
Если З. Фрейд (1856-1939) лишь обратил внимание на возможность автономного функционирования Я, то Х. Хартманн (1894-1970) выделил первичную и вторичную автономию функций Я. Первичная автономия функций Я связана с процессами физического и психического развития человека независимо от внешнего влияния. Вторичная автономия - с защитными механизмами, возникающими в качестве реакции на внешнее воздействие.





Агорафобия - психическое состояние, характеризующееся боязнью открытых пространств и стремлением избегать их.


З. Фрейд (1856-1939) различал легкие и тяжелые формы агорафобии. В первом случае больные страдают от страха каждый раз, когда выходят на улицу. Во втором случае больные защищаются от страха тем, что перестают самостоятельно выходить на улицу. У больных, страдающих тяжелой формой агорафобии, можно добиться успеха только в том случае, если благодаря влиянию анализа их можно побудить вести себя как при агорафобиях первой формы, т. е. выходить на улицу и бороться со страхом во время таких попыток.


Агрессивность - в психоанализе отношение человека к другим людям и к самому себе, характеризующееся насилием, разрушением, унижением, причинением страдания.


Первоначально З. Фрейд (1856-1939) рассматривал агрессивность не в качестве особого влечения, наряду с влечениями к самосохранению, а как составную часть сексуального влечения. Позднее он пересмотрел свои представления об агрессивности, подчеркнув, что сама любовь к объекту показывает полярность между нежностью и агрессивностью и что в самом Я обнаруживаются деструктивные влечения. В конечном счете З. Фрейд стал придерживаться точки зрения, в соответствии с которой сдерживание агрессивности в целом является вредным для здоровья и подавление ее может приводить к заболеванию.


Агрессия - импульс или намерение, предопределяющее такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью.


В период становления психоанализа З. Фрейд (1856-1939) не только не уделял особого внимания агрессии как таковой, но и критически отнесся к идеям А. Адлера (1870-1937) и С. Шпильрейн (18851942) о присущем человеку влечении к агрессии и деструктивности. Позднее он пересмотрел свои первоначальные гипотезы о первичных влечениях человека (сексуальные влечения и влечения Я), выдвинув предположение о существовании инстинкта жизни и инстинкта смерти, что привело его к признанию наличия в человеке агрессивности. В соответствии с его представлениями человек направляет свою агрессию или вовне, разрушая и уничтожая других людей, или вовнутрь, приводя к саморазрушению, обусловленному углублением конфликтов между Я и Сверх-Я, поскольку Сверх-Я в виде совести использует против Я свою готовность к агрессии.


Адаптация - приспособление человека как личности к окружающему миру путем изменений, осуществляемых в собственной психической системе (аутопластический способ), в окружающей его среде (аллопластический способ) или путем поиска и выбора новой психосоциальной реальности.


Успешная адаптация к окружающему миру способствует нормальному развитию человека, поддержанию его состояния здоровья. Однако, как считал З. Фрейд (1856-1939), если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимаемым по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством в болезнь. Это бегство в болезнь становится такой адаптацией человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствует о слабости, незрелости Я.


Активное воображение - один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.


Метод активного воображения (активной имагинации) был предложен в 1916 г. швейцарским врачом, основателем аналитической психологии К. Г. Юнгом (1875-1961). Он сводится к следующему: необходима концентрация на каком-то начальном пункте, будь то спонтанное визуальное наблюдение, фрагмент сновидения, сюжет художественного произведения или какое-либо впечатление; сосредоточение на чем-то способствует порождению различных образов; внутренняя работа бессознательного приводит к тому, что эти образы оформляются в связанные между собой события и сюжеты; потребность воплощения вызванного активным воображением материала в конкретную форму может быть реализована посредством рисунка, чертежа, пластического выражения, лепки, танца, игры; благодаря объективированию надындивидуальных образов человек лучше понимает их смысл и ему становятся доступны ценности, которыми богат его архитепический материал.


Активный и пассивный - способы мышления и действия, направленные на реализацию влечений человека; активность ассоциируется с мужским началом и соотносится с маскулинностью, агрессией, садизмом, вуайеризмом (разглядыванием половых органов или сексуальных действий), пассивность - с феминностью, покорностью, мазохизмом, эсгибиционизмом (выставлением напоказ половых органов).


В психоанализе различие между активностью и пассивностью имеет психологический смысл. Женственность характеризуется психологически не столько пассивностью, сколько ориентацией на пассивные цели. Причем для реализации пассивной цели нередко необходима затрата значительной активности. Пассивное поведение женщины в сексуальных отношениях и ее пассивные целеустремления могут служить аналогом ее пассивности в жизни в целом. Вместе с тем недопустима недооценка социальных устоев, как бы загоняющих женщину в ситуацию пассивности.




Вернуться в блог