Top.Mail.Ru
Лейбин. Психоаналитические идеи и философские размышления читать онлайн

Лейбин. Психоаналитические идеи и философские размышления

Содержание



  • Вместо предисловия


Часть I

Психоаналитические идеи



  • Феномен  безумия  в современном мире

  • Очерк о фрейдовском психонализе

  • Из истории индивидуальной психологии

  • Из истории психоаналитического движения

  • Гомосексуализм как одна из форм сексуальной деятельности человека

  • Психоанализ и история

  • Психоанализ и социальные науки

  • Фрейд и Юнг: конфликты интерпретации

  • Развивающаяся личность

  • Французский Фрейд

  • Общительный Бог

  • Психоаналитическая психология

  • Психоанализ и религиозный опыт

  • Основы психоанализа

  • Искусство толкования: философская и психоаналитическая герменевтика

  • Письма Зигмунда Фрейда Вильгельму Флиссу

  • Этические воззрения З. Фрейда

  • Зигмунд Фрейд как консультант

  • Анатомия страха

  • Призрак Отца, или Диалектические кентавры

  • Объектые отношения и специфика детских переживаний в представлении М.Кляйн

  • Объектные отношения, базисный дефект и регрессия

  • Роль переходного объекта, иллюзии и игры в психическом развитии ребенка

  • Психология Самости

  • Ответ зарубежным ученым по поводу одной дискуссии

  • Каротенуто А льдо

  • Лотан Цви

  • Переписка Фрейда с Юнгом

  • Пререписка Шпильрей с Фрейдом

  • Нарциссизм: вектор развития психоаналитических идей

  • Почему «Дневник матери» В. Шмидт не был опубликован в 20-х годах ХХ в.?

  • Фрейд в Париже

  • Экспрессия лица как объект психоаналитического исследования

  • Концептуальные предпосылки экзистенциально-феноменологической психологии Р. Лэйнга

  • Экзистенциально-феноменологические представления Р. Лэйнга о личности

  • Поведение и переживание личности: экзистенциально-феноменологический подход

  • Р. Лэйнг и его лицо: гений или безумец?

  • Исследовательские задачи и терапевтические наработки Р. Лэйнга

  • Онтологическая неуверенность, тревога и невоплощенное Я

  • Истинное и ложное «Я»

  • Музей Шпильрейн

  • Мужество и стойкость Зигмунда Фрейда

  • Образ ребенка в пpоцессе общения с зеркалом

  • Психоанализ: история, современность и перспективы


Часть II

Философские размышления



  • Цели для человечества

  • Личность и Самость

  • Философия и методология в социальных науках

  • Человеческие качества

  • Восстановление состояния добра в мире

  • Неклассическая философская антропология

  • Концептуализация потребностей при решении задач моделирования глобального развития

  • Экзистенциальная феноменология

  • От отчуждения к свободе

  • Цивилизация варварства

  • Новая концепция развития

  • Системно-символическая концепция Людвига фон Берталанфи

  • Человеческие потребности: историко-философский анализ

  • Глобальный мозг

  • Технократизм, постиндустриальное общество, технотронная цивилизация

  • Новые веяния в зарубежной философии

  • За пределами роста

  • Разум, благоразумие и глобальная этика

  • Внешний мир и психическая реальность

  • Открытие Америки: личные впечатления и размышления о жизни

  • Качества жизни:  концепция, методы исследования, индикаторы

  • Отчуждение и поиск смысла

  • Окарикатуривание мира

  • Жизнь и смерть

  • По ту сторону добра и зла (этический срез «плахи» Ч. Айтматова)

  • Перестройка прошлого  или изобретение будущего

  • «Форум» Вернера Эрхарда

  • Открытый мир: рационализация самообмана

  • Социум: от конфронтации к социальной стабильности

  • Аурелия Печчеи: штрихи к портрету

  • Неодинокое одиночество

  • Электронное обращение граждан в государственные структуры и безопасность общества

  • Специфические особенности, принципы и методы онлайн-обучения

  • Концептуальные основы понятийного аппарата и принципов организации электронного правительства

  • Список опубликованных работ автора



Купить книгу Лейбина Психоаналитические идеи и философские размышления



Анатомия Страха


Всевозможные страхи перед силами природы и космоса, могущественными богами и дьяволами, властолюбивыми тиранами и жестокими завоевателями всегда вызывали у смертного человека священный трепет, связанный с неизбежной судьбой и неумолимым роком. Это не ускользнуло от пытливых умов, размышляющих над загадками мира и стремящихся проникнуть в тайники человеческой души. Поэтому страх, как один из существенных атрибутов жизни, несомненно, привлекал к себе внимание мыслителей прошлого. Не случайно уже в далекой древности объектом осмысления становится такое состояние человека, которое характеризовалось страхом, вызванным воспоминаниями о кошмарах прошлого или тревогами в связи с неопределенным будущим. Так, Сенека полагал, что память человека часто возвращает его к ранее пережитым мукам страха, в то время как Локк считал, что страх обусловлен неудовлетворением души при мысли о будущем зле.


   

На протяжении многих столетий разные мыслители эпизодически обращались к рассмотрению феномена страха. Однако данная проблема не являлась основной, составляющей сердцевину философских и естественнонаучных систем. Пожалуй, лишь датский философ XIX в. С. Кьеркегор поставил ее в центр своих размышлений, рассматривая страх в качестве возможной или действительной свободы человека, что нашло отражением в его работе «Страх и трепет» (1843).


   

Одним из тех, кто в начале XX столетия задумался над проблемой страха, был австрийский врач-невропатолог Зигмунд Фрейд (1856-1939), создавший психоаналитическое учение и положивший начало возникновению психоаналитического движения, распространенного сегодня во многих странах мира. Его сравнительно небольшая по объему работа, появившаяся в 1926 г. на немецком языке под названием «Торможение, симптом и страх», а год спустя переведенная на русский язык и изданная в нашей стране как «Страх», представляет значительное влияние в научной литературе. К сожалению, данная работа известна лишь узкому кругу специалистов и не является достоянием общественности.


   

Как ни странно, но ни в одном отечественном словаре или энциклопедии, в которых даются краткие сведения о Фрейде и психоанализе, нет даже упоминания об этой книге. Между тем в идейном наследии Фрейда размышления о страхе занимают важное место: они способствуют раскрытию целого ряда вопросов, связанных с адекватным пониманием психоаналитического учения о человеке, этиологии неврозов, причинах возникновения разнообразных психических расстройств. По его собственному выражению, «проблема страха - узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна решения которой должна пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь» (Фрейд, 1989, с. 251).



   

Читателю, впервые обратившемуся к Фрейду, самому предстоит разобраться в теоретических построениях основателя психоанализа, излагавшего эволюцию своих взглядов на проблему страха. Причем с первых же страниц этой книги ему придется столкнуться с некоторыми трудностями, обусловленными специфическим видением основ человеческой деятельности, преломленным через сексуальные функции, символические замещения и психоаналитические понятия типа Оно, Я, Сверх-Я. Не думаю, что эти трудности станут помехой на пути читательского интереса. Скорее, напротив, они вызовут потребность обратиться к другим работам Фрейда, в которых подробно излагаются психоаналитические взгляды на человека. Тем более что за последнее время появился ряд изданий на русском языке, и при желании читатель может ознакомиться с ними.


   

Учитывая это обстоятельство, нет необходимости подробно излагать психоаналитические идеи и концепции, лежавшие в основе фрейдовского понимания человека вообще и проблемы страха в частности. Надеюсь, читатель сам испытает истинное удовольствие от соприкосновения с творческой мыслью Фрейда и с изящным слогом, характерным для многих его работ. Кратко остановлюсь лишь на некоторых аспектах психоаналитического подхода к пониманию страха, обусловленного как клинической практикой, так и теоретическими размышлениями Фрейда о внутрипсихических конфликтах личности.


   

Прежде всего, следует иметь в виду, что в своей клинической работе Фрейд столкнулся с так называемыми фобиями невротиков, выражающимися в боязни животных. Объяснение подобных фобий рассматривалось им через призму амбивалентных чувств, возникающих в раннем детстве, когда ребенок одновременно боится какого-то животного и в то же время проявляет к нему живой интерес, фиксируя на нем внимание и подражая ему. Такие амбивалентные чувства к животному являются, в понимании Фрейда, не чем иным, как бессознательными заместителями в детской психике скрытых установок, свидетельствующих о специфических отношениях ребенка к родителям, в частности мальчика к отцу. Благодаря такому замещению предпринимается попытка разрешения внутрипсихических конфликтов, разыгрывающихся в глубинах детской психики.



Психоаналитические идеи и философские размышления купить



   

Апеллируя к клинической практике и подводя итоги над своими наблюдениями за невротиками, Фрейд пришел к выводу, что бессознательное замещение представляет собой своеобразную маскировку реальных причин детского страха, обусловленных не столько строгим, суровым и жестким отношением отца к сыну, сколько семейным треугольником, той эдиповской ситуацией, когда мальчик одновременно любит и ненавидит своего отца, обоготворяет его и испытывает гнев, хочет быть таким же сильным, как тот, и в то же время хочет устранить его, чтобы занять место отца в отношениях с матерью. И коль скоро нравственное воспитание ребенка приходит в противоречие с его бессознательными влечениями агрессивного и сексуального характера, то разрешение внутрипсихических конфликтов, потрясающих невинную детскую душу, осуществляется путем сдвига с одного объекта на другой, с отца на какой-то животное.


   

Благодаря психологическим механизмам защиты, асоциальное влечение ребенка направляется на заместителя отца, скажем лошадь или волка, по отношению к которым ребенок уже открыто проявляет свои чувства. Так Фрейд стремится объяснить возникновение фобий у детей в индивидуально-личностном плане и страха у взрослых в общественно-культурном срезе, рассматривая их с точки зрения присущего людям эдипова комплекса и нравственно-моральных запретов, вызывающих у человека различные формы боязни нарушить их. При этом эдипов комплекс трактуется как извечно данный, возникающий на ранних ступенях развития человеческой цивилизации и дающий знать о себе в жизни современных людей, поскольку в структуре личности имеется бессознательное Оно, организующее треугольное расположение детско-родительских отношений, и Сверх-Я как наследник некогда сформированного комплекса.


   

Наряду с клинической практикой, Фрейд уделял значительное внимание осмыслению этической проблематики, что предполагало теоретическое углубление в понимание природы и истоков страха. Его стремление к раскрытию тайны бессознательных влечений так или иначе подводило к вопросу о соотношении желаемого и должного, естественно-природного и морально-нравственного, столкновение которых между собой оборачивалось возникновением реальных или воображаемых страхов, нередко перерастающих в психические расстройства. Описывая чувства вина и раскаяния, совести и самосознания личности, основатель психоанализа не мог обойтись без того, чтобы не затронуть психические процессы, непосредственно относящиеся к феномену страха.


   

Используя разнообразные приемы толкования сновидений и расшифровки бессознательного, Фрейд пытается проникнуть по ту сторону нравственных запретов и социальных ограничений, налагаемых культурой и обществом на человека, с тем чтобы выявить и обнажить подлинные детерминанты, обусловливающие возникновения страха у индивида, раскрыть и объяснить психологические механизмы, способствующие усилению эмоциональных, стрессовых состояний человеческой души. Такое вниманием к рассмотрению человеческих страхов вытекает из общей установки психоанализа на учет и освещение «теневых» сторон психики, не попадающих, как правило, в поле зрения тех исследователей, кто привык рассматривать индивида в качестве исключительно добропорядочного существа.


   

Как же конкретно трактуется феномен страха в психоанализе?



   

Прежде всего, Фрейд различает «реальный» и «невротический» страх. Если первый интерпретируется им как страх перед известной человеку опасностью, то под вторым он понимает такой страх, который связан с опасностью, неизвестной индивиду. Однако поскольку требования влечений человеческого существа всегда представляют собой нечто реальное как в онтологическом, так и в психологическом смысле, то Фрейд исходит из того, что и «невротический» страх имеет реальное основание. Кроме того, подобно Кьеркегору, основатель психоанализа проводит различие между страхом, испугом и боязнью. Но если у Кьеркегора боязнь и испуг рассматриваются как нечто определенное, в отличие от страха, трактуемого в метафизическом плане и соотнесенного с неопределенной возможностью свободы человеческого духа, то у Фрейда различие между этими феноменами осуществляется по иным основанием, связанным главным образом с выделением психических состояний и объективных отношений человека к ним с точки зрения грозящей опасности.


   

Различие между страхом, боязнью и испугом потребовалось Фрейду для того, чтобы лучше уяснить причины возникновения невротических заболеваний. В частности, это различие позволило ему высказать соображения о том, что сама по себе боязнь не вызывает травматического невроза, поскольку в ней содержится что-то такое, что защищает человека от испуга, способствующего возникновению невроза. Страх же рассматривается Фрейдом как определенная реакция на реальную или воображаемую опасность.


   

Основатель психоанализа считает, что на почве страха возможны психические расстройства. Однако их причины следует искать в осадках, ранее имевших место в жизни человека, в травматических переживаниях, связанных с эдиповым комплексом. Индивид часто испытывает страх перед Сверх-Я, перед судом своей совести. Будучи бессознательным, это страх не возникает в Оно, ибо, в понимании Фрейда, само по себе Оно не испытывает страха, так как не может судить о ситуациях опасности. Питательной почвой страха является столкновение между сознанием и самосознанием, когда человеком осознается опасность, а зависимость от Сверх-Я оборачивается «социальным страхом» и соответствующим чувством виновности.


   

Такое понимание феномена страха поставило Фрейда перед необходимостью ответить на ряд вопросов. Так, если местом проявления страха служит Я, а невротические заболевания связанны с вытеснением бессознательных влечений, которые не исчезают бесследно, но, напротив, исподволь дают знать о себе в форме образования невротических симптомов, то не следует ли сделать вывод, что страх возникает под воздействием механизмов вытеснения? Коль скоро страх в Я может быть понят как страх перед Сверх-Я, а данная инстанция в человеческой психике имеет свои истоки в Оно, то не правильно ли соотносить данный феномен с бессознательными велениями человека, нежели с моральными и социальными ограничениями, налагаемыми на него?



   

Фрейд долго колебался, высказывая противоречивые суждения в связи с ответом на первый вопрос. Вначале он исходил из того, что энергия вытесненных душевных движений автоматически ведет к возникновению страха, т. е. само по себе вытеснение превращается в страх. Однако впоследствии он пересмотрел данную точку зрения. В поздних работах Фрейд пришел к выводу, что при вытеснении происходит не новое психическое образование, ведущее к страху, а воспроизведение предшествующего страха как определенного аффективного состояния человеческой души. Теперь фрейдовская трактовка взаимоотношения между вытеснением и страхом оказывается как бы перевернутой: первичным импульсом к вытеснению признается именно страх.


   

В1923 г. один из сподвижников Фрейда О. Ранк опубликовал работу «травма рождения», в которой доказывал, что «первичный страх человека связан с фактом его рождения, с извлечением его на свет из материнского лона, из того внутриутробного состояния, где он составлял единое целое с матерью». Все последующие страхи являются, с точки зрения Ранка, не чем иным, как репродукцией травмы рождения.


   

Фрейд не соглашается с подобной трактовкой страха, считая, что в этом случае не обращается внимания на филогенетические факторы развития индивида. Одновременно он критически относится к тем концепциям, в соответствии с которыми «первичным» признается «страх смерти» перед иными влечениями или состояниями человеческой души. Но это не означает, что Фрейд вообще склонен отрицать наличие «влечения к смерти» у человека. Если бы он придерживался таких убеждений, то это противоречило бы его психоаналитической гипотезе о «влечении к смерти».


   

Кстати сказать, о «страхе смерти» размышлял в свое время Лев Толстой, а русский исследователь А. Токарский подчеркивал, что «страх смерти - чувство очень сложное, требующее внимательного анализа» (Токарский, 1897, с. 993). Когда-то Гёте словами Фауста заметил:


   

Навязчивые страхи! Ваша власть -

   Проклятие человеческого рода.

   Вы превратили в пытку и напасть

   Привычный ход людского обихода.


Средствами психоанализа Фрейд попытался выявить причины возникновения этих страхов, дать их анатомию и понять психологию. Его заслуга состоит в том, что он привлек внимание к проблеме страха, возникающего у человека не в критической ситуации, будь то возникновение болезненных психических состояний, а в той простой ситуации, которая характерна для индивида, находящегося в состоянии прожитой жизни и смерти.


Литература


Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.


Тохарский А. А. Страх смерти // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 40.


1990


Вернуться в блог